Первая научно-исследовательская работа по проблеме предотвращения столкновений ВС с птицами была проведена сотрудниками Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА) в 1967 году. Осознание руководством гражданской авиации сложности и специфичности проблемы предотвращения столкновений, необходимости проведения исследований в этой области и возможности успешного противостояния птицам на практике привели к появлению в головном научно-исследовательском учреждении отдельной тематики – авиационной орнитологии и постоянных сотрудников, специализирующихся на данной проблеме, а в отрасли ГА к появлению отдельного вида обеспечения безопасности полётов – орнитологического.
Исследования по предотвращению столкновений с птицами активизировались после принятия Постановления Государственного комитета по науке и технике СССР (ГКНТ) № 7 от 10.01.1973 «О расширении и улучшении организации исследований миграций птиц и создании орнитологической службы в СССР». В Постановлении отмечалась важность научных работ по изучению миграций птиц и подчёркивалась необходимость расширения исследований по вопросам прикладной орнитологии, в том числе по защите самолётов от птиц. В соответствие с данным Постановлением в ГосНИИ ГА был создан сектор исследований методов предотвращения столкновений самолётов с птицами. Следующий период активности имел место во второй половине 80-х годов и связан с Решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов № 5 от 15.04.1986. Данное Решение касалось не только гражданской, но и военной авиации.
К первым представителям тематики – техническим специалистам ГосНИИ ГА, со временем присоединились сотрудники с базовым биологическим образованием, что имело важное значение для решения задач в рамках проблемы столкновений. Специалисты по авиационной орнитологии, в количестве от 2-х до 4-х, входили в состав одного из отделов (113, 133, 514 и др.) или научно-исследовательских центров (Центр экологической безопасности) ГосНИИ ГА, образуя отдельный сектор (1973-1984 гг.) или обособленно работающую группу. В 2002 г. единственный оставшийся в ГосНИИ ГА специалист был сокращен, а тематика после 35 лет своего развития в этом учреждении закрыта. С 2003 по 2013 гг. тематика существовала в рамках Государственного центра «Безопасность полётов на воздушном транспорте» (ГЦ БПВТ). В 2013 г. деятельность ОГАО прекращена в составе ГЦ БПВТ и ОГАО в качестве структурного подразделения перешла в состав частной компании "Два Крыла" (ООО). В состав отраслевой группы авиационной орнитологии в разные периоды её существования входили: И.Ф. Липинский, Е.И. Уткин, Чернова, В.А. Горячев, А.И. Рогачёв, Б.Н. Ефанов, Д.Н. Палкин, В.В. Ходченко, В.А. Лобанов, А.В. Галушина, Г.И. Пилипчук, В.В. Чичкин, Лазарев, Р.А. Авраменко, С.К. Рыжов (редактор сайта ОГАО), Д.С. Рыжова.
Большая роль в создании группы и её становлении принадлежит основоположнику авиационной орнитологии доктору биологических наук В.Э. Якоби.
Собственно определение «Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО)» является подчёркивающим преемственность подходов, непрерывность существования тематики и накопления соответствующих знаний и опыта российскими экспертами на отраслевом уровне.
На первом этапе деятельности группы (до 80-го г.) определились и получили начальное развитие основные направления её работы:
- систематический анализ отраслевой и локальной информации о столкновениях, зарегистрированных между птицами и ВС, накопление соответствующей базы данных и определение характеристик опасности, создаваемой птицами;
- разработка и совершенствование методов и средств обнаружения птиц и защиты аэродромов от птиц, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также выполнение координирующей функции в данной сфере;
- разработка проектов отраслевой нормативной документации, регулирующей деятельность в ГА по предотвращению столкновений ВС с птицами;
- оказание консультационной, методической и практической помощи аэропортам по снижению опасности, создаваемой птицами, выполнение отраслевой экспертной функции по вопросам орнитологического обеспечения, подготовка целевых рекомендаций и инструктивных материалов, экспертных заключений.
Аналитическая работа с информацией о столкновениях с птицами явилась первым шагом в деятельности группы и не прекращается до текущего времени. Усилиями нескольких поколений специалистов группы создана и поддерживается база данных о всех зарегистрированных столкновениях советских и российских ВС, начиная с 1971 г. Анализы проводятся на общеотраслевом уровне и для отдельных регионов, а также для районов расположения отдельных аэропортов.
В 1981 г. на основе анализа, проведённого специалистами ОГАО, были выделены 11 советских аэропортов с максимальной степенью птицеопасности: Внуково (г. Москва), Борисполь (г. Киев), Казань, Ташкент, Адлер (г. Сочи), Толмачёво (г. Новосибирск), Пулково (г. Ленинград – С.-Петербург), Таллин, Кольцово (г. Свердловск – Екатеринбург), Краснодар, Шереметьево (г. Москва). Специальным указанием Министра гражданской авиации СССР в этих аэропортах впервые в отечественной практике была введена новая штатная должность – инженер по авиационной орнитологии.
Разработке и испытаниям средств защиты от птиц в группе всегда уделялось большое внимание. С начала 80-х годов в зоне особого интереса находится разработка метода биоакустического отпугивания птиц, включая изучение зарубежного опыта, проведение собственных экспериментов, создание и пополнение фонотеки записей отпугивающих криков птиц, подготовку для аэропортов Руководства/методических рекомендаций по биоакустическому отпугиванию птиц на аэродромах.
По заказу Министерства гражданской авиации СССР (МГА СССР) с контрагентом в лице Рижского краснознамённого института инженеров ГА (РКИИ ГА) и при участии аэропортов Таллин, Пулково, Шереметьево и Внуково осуществлена разработка и проведены испытания нескольких вариантов мобильных и индивидуальных биоакустических установок, электростимулятора для записи криков птиц, а также ряда других технических устройств для обработки и формирования отпугивающих сигналов. Это работа позволила специалистам группы подготовить внедрение биоакустического метода отпугивания птиц в отрасли ГА. При непосредственном участии специалистов ОГАО обеспечен серийный выпуск одного из разработанных устройств - мобильной биоакустической установки под названием «Беркут». Биоакустическая установка «Беркут» выпускалась опытно-экспериментальным заводом № 20 ГА в г. Киев в 1988-89 гг. Установкой «Беркут» были оснащены более 35 аэропортов СССР; специалисты ОГАО консультировали и обеспечивали аэропорты индивидуальными наборами отпугивающих сигналов на компакт-кассетах для использования в составе мобильной биоакустической установки «Беркут».
Опыт по применению биоакустического метода, непрерывно в течение многих лет накапливающийся группой, был использован при разработке российского биоакустического оборудования нового поколения «Универсал-Акустик». Базовая модель оборудования «Универсал-Акустик» АЭРО-1С разработана в 2008-09 гг. в сотрудничестве со специалистами Института проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцова Российской академии наук и специалистами компании «Два Крыла». Модельный ряд оборудования расширяется.
В конце 80-х гг. с участием специалистов РКИИ ГА разработана и успешно апробирована на базе аэропорта Пулково (г. С.-Петербург) приставка к экрану обзорного радиолокатора для длительного сбора информации о миграциях птиц, получившая название АФА - автоматическая фоторегистрирующая аппаратура. Основу приставки составляла фоторегистрирующая камера, фиксирующая на плёнке засветки от птиц на экранах обзорных радиолокаторов через равные задаваемые промежутки времени.
В 1987 г. совместно с РКИИ ГА проведены разработка и испытания радиоуправляемой модели хищной птицы, предназначенной для отпугивания птиц; изготовлены два действующих образца.
В течение нескольких лет в сотрудничестве с Институтом зоологии и паразитологии Академии наук Литовской ССР проводилась работа по выявлению и оценке наиболее эффективных мероприятий и методов предотвращения столкновений с птицами на аэродромах.
Участниками отраслевой группы проводились изготовление и испытания простейших механических средств защиты – зеркальных шаров, лент со светоотражающим свойством, ловушек для хищных птиц, ловушек для голубей. Специалистами группы проведены испытания некоторых средств отпугивания, выпускаемых за рубежом: карбидной газовой пушки (1988 г.), надувных шаров с рисунком глаз хищника и эффектом подвижности зрачков (1987, 2005 гг.). Применение средств отпугивания изучалось и на базе некоторых зарубежных аэропортов.
В 1997-2005 гг. осуществлялось методическое сопровождение поставок биоакустического оборудования серии Bird Gard на российский рынок.
В 1994-95 гг. проведена совместно с Научно-исследовательским институтом прикладкой химии (НИИ ПХ) разработка пиротехнического средства «Халзан» для отпугивания птиц на аэродромах. Короткий период пиротехническое средство «Халзан» выпускалось серийно и использовалось на аэродромах Пулково (г. С.-Петербург), Сокол (г. Магадан), Нефтеюганск, Нижневартовск, Астафьево (Подмосковье) и некоторых других.
В 2000 г. впервые в отечественной практике на базе модельного объекта в Подмосковье на основе количественных показателей проведена оценка эффективности метода применения ловчих хищных птиц для отпугивания птиц других видов.
В 1987 г. совместным Решением Министерства гражданской авиации СССР и Президиума Академии наук СССР № 53/5.25-255 для объединения усилий специалистов в целях разработки теоретических основ и создания новых экспериментальных устройств по управлению поведением птиц был создан Временный научно-технический коллектив «Птица», внёсший определённый вклад в разработку и испытания отечественных средств отпугивания птиц.
Традиционно специалистами группы разрабатывались проекты разделов по ООБП отраслевых документов, в их числе Воздушный Кодекс Союза ССР, Положение о землях транспорта, Наставление по производству полётов в гражданской авиации СССР (НПП ГА - 85), Наставление по аэродромной службе в гражданской авиации СССР (НАС ГА – 86), Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА - 86), Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА - 89), Авиационные правила. Часть 139. Сертификация аэродромов (АП - 139) и другие.
В 1998 г. группой инициировано рассмотрение вопроса об ответственности аэропортов за столкновения с птицами авиакомпанией «Аэрофлот – Российские международные авиалинии». После проведения ряда консультаций в составе инспекции по безопасности полётов авиакомпании была введена дополнительная должность для сотрудника, уделявшего первоочередное внимание расследованию инцидентов с птицами. А в 2003 г. данной авиакомпанией создан прецедент для национальной практики в области орнитологического обеспечения – успешное обращение в арбитраж по вопросу ответственности аэропортовых служб за столкновение. Консультации по аналогичной теме были проведены группой и для страховой компании «Афес».
В разные годы со стороны отраслевой группы авиационной орнитологии была оказана помощь и разработаны комплексные рекомендации по совершенствованию орнитологического обеспечения безопасности полётов для многих аэропортов в их числе: Шереметьево (г. Москва), Домодедово (г. Москва), Внуково (г. Москва), Пулково (г. С.-Петербург), Толмачёво (г. Новосибирск), Таллин, Рига, Адлер (г. Сочи), Симферополь, Краснодар, Сокол (г. Магадан), Курган, Ханты-Мансийск, Нягань, Тушино (г. Москва), Мячково (Подмосковье) и многих др.
Представители аэропортов Пулково (г. С.-Петербург), Толмачёво (г. Новосибирск), Сокол (г. Магадан), Астана (Казахстан), Манас (г. Бишкек Кыргызстан) получили индивидуальные консультации по ООБП и прошли соответствующую недельную стажировку.
Специалисты группы неоднократно в составе комиссий центральных органов принимали участие в осуществлении контроля мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами на аэродромах ГА. При поддержке Главной инспекции по безопасности полётов ГВС РФ Департамента воздушного транспорта группой подготовлен и проведён анкетный опрос российских аэропортов «ООБП – 95».
За долгие годы работы специалистами группы подготовлены: Методика краткосрочного прогнозирования миграций птиц, Методика радиолокационного обнаружения птиц, Методика анализа и оценки орнитологической обстановки, Методические основы проведения эколого-орнитологического обследования, Методические указания по проведению визуальных и радиолокационных наблюдений за перелётами птиц на аэродромах ГА, План мероприятий МГА по совершенствованию орнитологического обеспечения безопасности полётов на 1981-85 гг., Перечень мероприятий по предотвращению столкновений самолётов с птицами, Перечень оснащения аэропортов средствами отпугивания птиц, Типовая инструкция по орнитологическому обеспечению безопасности полётов, Типовой табель оснащения аэропортов ГА средствами борьбы с птицами, Учебная программа «Основы авиационной орнитологии» для курсантов и слушателей лётных и лётно-технических учебных заведений ГА, подекадные Справочные карты, отражающие особенности перелётов птиц на большей части территории СССР в периоды их миграций и многое др.
Выпущены технико-пропагандистские фильмы «Птицы уступают дорогу» (1 часть – 1983 г., 2 часть – 1984 г.) и «Использование аэродромных РЛС для обнаружения птиц», а также написан сценарий учебного фильма по вопросам ООБП. Подготовлен и выпущен тираж (50 экз.) фотоальбома «Отображение эхо-сигналов от птиц на радиолокационных экранах», который описывает отличительные признаки эхо-сигналов и возможности аэродромных РЛС по обнаружению птиц. Разослана по аэропортам серия плакатов «Оценка орнитологической обстановки». Выпущено единственное до настоящего времени русскоязычное учебное пособие «Орнитологическое обеспечение безопасности полётов».
Сотрудники ОГАО принимали активное участие в работе совещаний, заседаний руководящих органов, рассматривающих вопросы авиационной орнитологии. За 1981-84 гг. в различных организациях ГА прочитано более 100 часов лекций. Практически ежегодно подготавливаются тематические доклады и выступления в различных СМИ, например, в течение 1975-79 гг. сотрудниками сектора подготовлено 20 статей по авиаорнитологии, а в 2009 г. - 3 публикации. C октября 2000 года функционирует сайт ОГАО в сети Интернет – первый русскоязычный сайт, посвященный тематике защиты от птиц.
В октябре 1982 г. группой впервые в отечественной практике подготовлены и проведены Сборы инженеров по авиаорнитологии одновременно с Первым всесоюзным организационно-методическим совещанием по орнитологическому обеспечению безопасности полётов в гражданской авиации, в работе которых участвовали представители более 20 авиапредприятий СССР.
Сотрудники группы приняли активное участие в подготовке и проведении 16-ого Совещания Европейского (Международного) комитета по столкновениям с птицами (EBSC-IBSC) в г. Москва, проведённого совместно с 18-м Международным орнитологическим конгрессом в 1982 г. на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также в подготовке и проведении Первой Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы авиационной орнитологии» в г. Москва в 2009 г. на базе Института проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцова РАН.
После длительного перерыва ОГАО совместно с компанией "Два Крыла" в 2012 году возобновила участие России в работе Международного комитета по столкновениям с птицами (IBSC)/Всемирной ассоциации по столкновениям с птицами (WBA).
В 2012 г. ОГАО отметила 45-летие начала проведения исследований по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами в гражданской авиации России.
|