Подавляющее большинство столкновений с птицами не приводят к каким-либо последствиям для полёта или для самого воздушного судна, в небольшой части столкновений отмечаются те или иные повреждения элементов планера и двигателей, но, в отдельных случаях последствия столкновений могут иметь острый и даже катастрофический характер.
По данным, регистрируемым для гражданских воздушных судов российских эксплуатантов, распределение попаданий (соударений) и повреждений между различными частями ВС следующее (на основе данных за 2002-05 гг.).
В одном столкновении могут участвовать одновременно до нескольких десятков птиц, в результате могут получить повреждения сразу несколько различных частей ВС.
Повреждения двигателя (силовой установки)
Повреждение за пределами ТУ 6-ти лопаток 1-й ступени КНД двигателя CFM56-3C1 самолёта В-737 в результате попадания голубя. Недопустимые повреждения также получили ещё 4 лопатки КВД.
Повреждение лопаток рабочего колеса двигателя ПС-90А самолёта Ту-204 в результате столкновения.
Повреждения рабочих лопаток 1-й и 2-й ступеней КНД двигателя АИ-25 на самолёте Як-40 после столкновения с хищной птицей средних размеров. В результате столкновения и роста температуры выходящих газов произошло повреждение лопаток турбины и отказ двигателя в полёте, приведшие к вынужденной посадке и досрочному снятию двигателя.
Вмятина 140х30х10 мм воздухозаборника двигателя АИ-24 самолёта Ан-24 в результате столкновения с чайкой на этапе разбег при скорости 180-200 км/ч.
Повреждение двигателя Д-30КП самолёта Ил-76 в результате столкновения: множественные забоины на входной кромке рабочих лопаток 1-й ступени КНД, множественные забоины, задиры и поломки лопаток направляющего аппарата и рабочих лопаток 2-й и 3-й ступеней КНД, отсутствие фрагментов концевой части пера 16-ти лопаток ВНА, размерами от 7х12 до 22х45 мм, разрушение наружного кольца входного корпуса первого каскада компрессора размером 115х45 мм, задиры внутренней части наружного кольца 1-й, 2-й и 3-й ступеней КНД, разрушение 3-х шпилек крепления корпуса дополнительного маслофильтра. Двигатель снят досрочно.
Повреждения левого (правого) полукрыла
Вмятина с разрывом обшивки (120 мм) носка правого полукрыла самолёта Ан-24 в результате столкновения с селезнем кряквы обыкновенной.
Пробоина (125х65 мм) обшивки внешней секции закрылка левого полукрыла самолёта А-319 после столкновения с соколом кобчиком.
Повреждения фюзеляжа
Выкатывание самолёта Як-40 за пределы ИВПП после столкновения, разбита фюзеляжная фара.
Повреждение датчика угла атаки самолёта Б-737 вследствие попадания птицы. Самолёт произвёл вынужденную посадку из-за срабатывания системы сигнализации о приближении к сваливанию.
Повреждения шасси
Повреждения обтекателя бортовой РЛС
Повреждения на самолёте Ан-24 после столкновения с сизым голубем и птицей крупных размеров.
Повреждения (370х420 мм) на самолёте B-737 после столкновения с гусем.
Повреждения вертикального и горизонтального хвостового оперения
Пробоина передней кромки стабилизатора B-737-800 после столкновения с гаршнепом.
Повреждения остекления кабины экипажа
Столкновение вертолёта Ми-8 в полёте с крупной птицей. В результате соударения с птицей разрушена правая цельнометаллическая стойка рамки обогреваемого стекла, а также разрушены правое необогреваемое стекло и правое обогреваемое стекло с частичным отрывом и проникновением внутрь кабины пилотов.
|