Анализ случаев столкновений ВС с птицами в 1988 г. 

Таблица 1. Распределение столкновений по месяцам.

Таблица 2. Распределение столкновений по месту удара птиц.

Таблица 3. Повреждение двигателей ВС в следствие попадания птиц.

Таблица 4. Распределение столкновений по этапам полета ВС.

Таблица 5. Распределение столкновений по высотам.

Таблица 6. Распределение столкновений по группам птиц (%).

В ГА СССР в 1988 г. зарегистрировано 360 случаев столкновений ВС с птицами или на 9% меньше, чем в 1987 г.. По мнению специалистов ГосНИИ ГА, это уменьшение объясняется прежде всего тем, что в 1988 г., в связи с переходом на хозрасчет, авиапредприятия начали сокращать часть работ и поэтому стали еще реже регистрировать в качестве предпосылок те столкновения, которые не привели к повреждению ВС.
По поступившим материалам расследования, в результате столкновений ВС с птицами в 1988 г. повреждено 104 двигателя, из них 45 двигателей сняты досрочно. Крайне опасным является тот факт, что в 6 случаях произошел отказ двигателя (Як-40 – 4 случая, Ан-24 и Ан-12 – по 1 случаю). Так, 7 июля самолет Як-40 № 87999 Новгородского ОАО, взлетая в а/п Новгород, столкнулся со стаей чаек, что привело к отказу левого двигателя. Экипаж произвел посадку в аэропорту вылета. Поврежденный двигатель снят досрочно. Другой самолет Як-40 № 88185 Ташкентского ОАО, взлетая в а/п Ташкент. Столкнулся со стаей голубей, в результате на высоте 130 м отказал левый двигатель. Экипаж совершил вынужденную посадку в аэропорту вылета.
Всего совершено 15 вынужденных посадок (Як-40 – 4 случая, Ан-24 и Ан-2 – по 3 случая, Ту-134 – 2 случая, Ил-86, Ту-154 и Ан-12 – по 1 случаю) и 5 прекращенных взлетов (Ту-154 – 3 случая, Як-40 и Ан-24 – по 1 случаю). Например, 15 августа самолет Ту-154 № 85372 Ленинградского УГА, взлетая в а/п Пулково столкнулся со стаей чаек, после чего появилась опасная вибрация второй силовой установки. Экипаж совершил вынужденную посадку в аэропорту вылета.
В 1988 г. из-за птиц произошло 4 задержки рейса и 15 простоев турбореактивных самолетов, общей продолжительностью около 550 часов. В отдельных случаях простой ВС длился несколько суток. Например, ремонт самолета Ил-76 № 76519 ЦУМВС продолжался 130 час.
Общие затраты на ремонт поврежденных птицами ВС по неполным данным составили свыше 440 тыс.руб., причем в отдельных случаях ущерб был значительным. Например, ущерб от столкновения самолета Ил-86 № 86085 ВПО в а/п Норильск составил около 85 тыс.руб. По мнению специалистов ГосНИИ ГА, материальный ущерб из-за столкновений с птицами в ГА СССР составляет ежегодно несколько миллионов рублей (для сравненая, в США - свыше 10 миллионов долларов).
В 1988г. доля столкновений турбореактавных самолетов с пти-цами составила 64%, турбовинтовых - 30%, поршневых - 4%, вертолетов - 2%. По сравнению с 1987 г. произошло очередное увеличение доли столкновений с птицами турбореактивных самолетов (на 8%) и уменьшение - поршневых (на 2%), что объясняется прежде всего изменениями в самолетном парке.
Из таблицы 1 следует, что наиболее часто с птицами сталкивались следующие самолеты: Ан-24 (77 случаев), Ту-154 (56 случаев), Ту-134 (49 случаев), Як-40 (42 случая), Ил-86 (39 случаев) и Ил-62 (24 случая); из вертолетов - Ми-8 (5 случаев). По сравнению с 1987 г., у самолетов некоторых типов значительно возросло количество столкновений с птицами: Ил-76 - в 13 раз, Ил-62 - в 1,5 раза и Ил-86 - в 1,2 раза.
Из табл.2 следует, что наиболее часто птицы ударялись в двигатель (40%) и крыло (29%). Эти данные значительно отличаются от зарубежных (соответственно 17% и 16%), что также свидетельствует о том, что в ГА СССР многие случаи ударения птиц в ВС, если они не приводят к их повреждению, не регистрируются. Об этом говорит и тот факт, что повреждение ВС отмечалось в 71% случаев столкновений (это на б% больше, чем в 1987г.), хотя в большинстве зарубежных стран это значение не превышает 10-15%. Неполный учет случаев столкновений ВС с птицами сильно затрудняет разработку и внедрение предупредительных мер.
Табл. 3 показывает, что наиболее часто птицы ударялись и повреждали двигатели у самолетов Ил-86 (соответственно 36 и 23 двигателя), Ту-154 (29 и 15), Як-40 (26 и 19) и Ту-IЗ4 (15 и 14).

Очень тревожит тот факт, что по сравнению с 1987 г. количество поврежденных двигателей резко увеличилось у многих само-летов: Ил-62 -на 400%. Ту-154 - на 233%, Ил-76 - на 200%, Ил-86 - -на 71%, АН-24 - на 37%. Як-40 - на 11%.

Более половины столкновений (57%) произошло во время снижения и посадки ВС, а 40% - во время взлета и набора высоты (табл. 4).
На высотах до 100 метров и от 101 до 400 метров зарегистрировано, соответственно, 33% и 36% столкновений (табл.5). Интересно, что по сравнению с 1987 г. увеличилась доля столкновений на высотах более 1000 метров (на 10%), от 101 до 400 метров (на 4%), от 401 до 1000 (на 2%).
В таблице 1 показано распределение столкновений по месяцам. Наименьшее число инцидентов зарегистрировано в январе - феврале. Затем происходит постепенное увеличение их числа, а в мае - резкий рост. До октября число столкновений держится на высоком уровне (с пиком в августе). В ноябре-декабре число столкновений заметно снижается. Примерно такая же картина наблюдалась и в предшествующие годы. Таким образом, наиболее сложная орнитологическая обстановка отмечается в конце лета - начале осени (период массового вылета птенцов из гнезд, послегнездовых кочевок и миграций на места зимовки). Как и прежде, примерно пятая часть столкновений (18%) отмечалась в ночное время.


Наиболее часто с ВС сталкивались чайки (29%) и голуби (21%). По сравнению с 1987 г. доля столкновений с чайками увеличилась на 7%, причем эти птицы стали представлять большую угрозу для полетов ВС во многих районах СССР. Например, самолет Ил-86 № 86089 Внуковского ПО 14 августа, взлетая в а/п Симферополь, столкнулся со стаей чаек, после чего на высоте 200 м началась опасная вибрация в двигателе № 1. Экипаж выключил двигатель и произвел вынужденную посадку в аэропорту вылета. Интересно отметить, что по сравнению с 1987г. почти в 3 раза уменьшилась доля столкновений с врановыми птицами (табл.6).
В целом на долю птиц среднего размера приходилось около 60% столкновений, мелкого размера - 30% и крупного размера - 10%. Птицы крупных размеров (орлы, лебеди и др.) в природе встречаются достаточно редко, зато столкновения с ними особенно опасны, т.к. они, как правило, приводят к повреждению ВС. Так, самолет Як-40 № 88182 Татарского ОАО на высоте 400 м во время захода на посадку в а/п Бугульма столкнулся с хищной птицей, в результате произошел отказ левого двигателя и была произведена вынужденная посадка.
Как и в предшествующие годы на долю одиночных птиц приходилось большинство столкновений - 75%, а на долю стай - соответственно 25%. Данная пропорция, по мнению специалистов ГосНИИ ГА, совершенно не отражает действительности, так как в аэропортах многие столкновения ВС с одной птицей из стаи регистрируются по-прежнему как столкновения с одиночной птицей (по данным ИКАО на долю стай птиц приходится свыше 50% столкновений).

Рекомендации
Библиотечка

Hosted by uCoz