Конференция проведена в г. Москва осенью 2009 г. на базе Института проблем эволюции и экологии им. А.Н. Северцева Российской академии наук.
ТЕМАТИКА КОНФЕРЕНЦИИ
1. Орнитологические аспекты предотвращения столкновений летательных аппаратов (ЛА) с птицами.
• Аэродинамика птиц, теория полёта птиц.
• Скорость, высота миграционного полёта и кормовых перемещений птиц. Детали биологии и поведения птиц, представляющих опасность для ЛА.
2. Средства и методы защиты летательных аппаратов от птиц.
• Системы оповещения об орнитологической опасности и предупреждения столкновений с птицами.
• Оценка степени орнитологической опасности для ЛА в зависимости от региона, сезона, времени суток.
• Мониторинг и прогнозирование орнитологической обстановки на взлётно-посадочных полосах аэродромов и аэропортов, в районах базирования и в предполагаемых районах действий авиации.
• Защита конструкций ЛА от негативных воздействий при попадании птиц.
• Технико-экологические средства управления поведением птиц (ТЭСУП) в районах базирования ЛА.
3. Методы идентификации останков птиц после столкновения с летательным аппаратом.
4. Методы прогноза геофизических и других чрезвычайных ситуаций (ЧС) с использованием орнитологического фактора.
5. Бионические принципы создания ЛА (биомеханика, двигатели, управление, авиационные материалы).
НАУЧНЫЙ СОВЕТ РАН ПО БИОПОВРЕЖДЕНИЯМ
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭВОЛЮЦИИ И ЭКОЛОГИИ им. А.Н. СЕВЕРЦОВА (ИПЭЭ РАН)
Лаборатория экологии и управления поведением птиц (ЛЭУПП)
13 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МО РФ
ЛЁТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ им. М.М. ГРОМОВА
ОАО «ОКБ СУХОГО»
ООО «ДВА КРЫЛА»
ВОЕННО-ВОЗДУШНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ им. Н.Е. ЖУКОВСКОГО
ОАО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ШЕРЕМЕТЬЕВО»
ОАО «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО»
Резолюция
С 14 по 16 сентября 2009 года под эгидой Научного Совета РАН по биоповреждениям в учреждении Академии наук Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН) в г. Москве состоялась Первая Всероссийская Научно-техническая конференция «Проблемы авиационной орнитологии» (ВНТК). В ней приняло участие 38 организаций, представляющих научно-исследовательские учреждения, вузы, авиатранспортные предприятия и авиационную промышленность РФ и стран СНГ (Таджикистан, Молдова, Казахстан, Латвия).
Участники НТК доложили о своих достижениях в области предотвращения столкновений воздушных судов (ВС) с птицами и минимизации вреда, причиняемого технике и биоресурсам. Рассматривались также вопросы идентификации останков птиц после столкновения с ВС, разработки и управления ВС, сконструированных по бионическому принципу, подготовки авиационных орнитологов в системе высшего образования.
Результаты исследований могут быть востребованы не только авиатранспортными предприятиями и организациями авиационной промышленности, но и предприятиями сельского хозяйства, пищевой промышленности, энергетическими и коммунальными службами и другими организациями, заинтересованными в силу своей деятельности в контроле за поведением птиц, в частности министерствами и ведомствами, учреждениями Академии наук. Также результаты исследований могут быть востребованы при создании ВС с новыми потребительскими свойствами, способствовать сохранению биоресурсов и биоразнообразия.
Участники ВНТК единодушно признали необходимость:
• рассмотрения столкновений ВС с птицами как особого случая авиационного происшествия в отличие от технических проблем попадания в ВС посторонних предметов и отказа авиационной техники;
• рассмотрения птицы при расследовании лётных происшествий в качестве обучаемого биологического объекта со сложным поведением и образом жизни, а не как постороннего предмета;
• расследования каждого случая столкновения ВС с птицей в авиации всех ведомств независимо от последствий этого авиационного происшествия;
• проведения обязательной идентификации вида птицы, участвовавшей в столкновении;
• более активной подготовки авиационных экологов (просить об этом руководство Экологического факультета Российского университета дружбы народов);
• разработки систем обнаружения птиц на траектории полёта с учётом сезонных и суточных миграций птиц и высот для информирования лётчика и создания условий маневренного расхождения;
• разработки новых методов и средств мониторинга и прогнозирования орнитологической обстановки;
• дальнейшего совершенствования средств управления орнитологической обстановкой;
• разработки средств защиты ВС от повреждений при ССП и предотвращения попаданий птиц в ВС;
• дальнейших исследований по созданию ВС, построенных по бионическому принципу;
• обязательного государственного финансирования проектов по авиационной орнитологии.
Учитывая важность рассмотренных проблем в масштабе авиации РФ и стран СНГ, а также важность влияния орнитологического фактора на уровень безопасности полётов ВС на всех этапах полёта, участники НТК постановили создать Международный Координационный совет по авиационной орнитологии и поручить ему:
1. Содействовать разработке в РФ и странах СНГ новой нормативно-правовой базы по предотвращению столкновений ВС с птицами, соответствующей современным международным нормам;
2. Подготовить сайт или страницу по авиационной орнитологии в Интернете;
3. Создать информационно-аналитическую базу данных по орнитологической безопасности полётов;
4. Обратиться в Министерство транспорта РФ с просьбой инициировать в Правительстве РФ внесение изменения в статью 12 «Закона об оружии»: «Разрешить приобретение и использование огнестрельного оружия в качестве служебного организациям, осуществляющим орнитологическое обеспечение безопасности полётов в аэропортах Российской Федерации»;
5. Разослать настоящую резолюцию и материалы НТК по адресам заинтересованных организаций, в частности, в Министерство транспорта РФ, Министерство обороны РФ и т.д.;
6. Начать подготовку к очередной ВНТК и провести её с 14 по 16 сентября 2011 года.
Председатель Оргкомитета ВНТК, профессор В.Д. Ильичёв
|