Посещение аэропорта Толмачёво, осмотр аэродрома и ознакомление с действиями служб по предотвращению столкновений ВС с птицами проведены в сентябре 2001 года.
Организация специализированной орнитологической группы и организация ее работы, проведение начального этапа эколого-орнитологического обследования, подготовка внутренней документации, регламентирующей вопросы орнитологического обеспечение безопасности полетов (ООБП) в аэропорту, оснащение (лучшее среди российских аэропортов) разнообразными отпугивающими средствами и др. - эти меры, принимаемые администрацией аэропорта в последнее время, позволяют сделать вывод о том, что орнитологическое обеспечение в а/п Толмачёво является прогрессирующим и активно развивающимся направлением деятельности.
Данные шаги необходимо признать обоснованными, поскольку, в соответствии с Указанием ДВТ № ДВ-147/И от 11.10.94 (п.1.2.) и АП-139 (Том 2, п.8.3.2.), введенными приказом Минтранса № 97 от 17.11.95, аэродром Толмачёво следует считать птицеопасным или имеющим сложную орнитологическую обстановку.
Для дальнейшего повышения качества ООБП подготовлены нижеследующие рекомендации с комментариями.
1. Рекомендация. Пересмотреть «Инструкцию по орнитологическому обеспечению безопасности полетов ВС на аэродроме Толмачёво» с целью сокращения общих положений и насыщения более детализированной информацией, исходящей из существующих производственных условий и особенностей местной орнитологической обстановки.
Комментарий. Декларационное повторение многих положений РООП ГА - 89 недопустимо, хотя и следует рассматривать этот документ как отраслевой содержащий нормативные требования аналог. Аэропортовая инструкция по ООБП должна развивать положения РООП ГА - 89 и адаптировать их к условиям производства в аэропорту. При разработке инструкции желательно учитывать и подходы к решению вопросов, изложенные в документах ИКАО, в частности - DОС 9137-АN/898, часть 3, 1991 г. «Создаваемая птицами опасность и методы её снижения».
Основные сведения, характеризующие местную орнитологическую обстановку, её изменения по сезонам и участкам территории, изложенные в удобном для использования персоналом аэропорта виде, явились бы удачным дополнением инструкции.
Отдельный раздел инструкции рекомендуется посвятить конкретным видам птиц, создающих опасность для полётов непосредственно в районе аэродрома Толмачёво, с кратким описанием местных черт видовой биологии и экологии, привлекающих птиц факторов, возрастных и половых изменений во внешнем облике птиц, полевых признаков (на основе цветных иллюстраций). Назначение подобного раздела - возможность его употребления в качестве справочного пособия-определителя.
Характеристика средств отпугивания птиц, методы и тактика индивидуального и комплексного их применения, техника безопасности, действия персонала при проявлении той или иной поведенческой реакции птиц так же должны найти своё отражение в положениях инструкции после накопления соответствующего опыта и поиска оптимальных вариантов в практике отпугивания.
Так как, инструкция служит основным документом, определяющим действия в области орнитологического обеспечения в аэропорту, было бы логичным включение в её структуру (состав) всех других инструктивных материалов (на сколько это позволяют сделать смежные действующие требования) или, по крайней мере, их механическое объединение «под одной обложкой» с выпуском 30-40 экземпляров.
Нововведения могут содержаться в качестве приложений или являться составной частью нормативного сборника.
Осуществление всего вышеизложенного позволит в документальной сфере перейти на более высокую качественную ступень, приблизив инструкцию практически к настоящему руководству, содержащему ответы, на многие возникающие на практике вопросы, находящемуся всегда «под рукой» на рабочих местах персонала, участвующего в ООБП.
Примеров создания таких документов многоцелевого типа в авиации СНГ ещё нет.
2. Рекомендация. В части, касающейся орнитологического обеспечения, привести структуру аэропортовых сборов в соответствие с приказом ФАС РФ № 71 от 11.10.96.
Комментарий. Значимость проведения этого организационного мероприятия трудно переоценить, потому что оптимизированные отчисления авиакомпаний являются неоспоримым источником средств финансирования всех мероприятий проводимых в рамках ООБП в аэропорту.
3. Рекомендация. Переводом на постоянную основу закрепить положение орнитологической группы (группы контроля птиц - ГКП) в штатах аэропорта для продолжения её работы.
Комментарий. Как показывает опыт, работа подобных групп оказывается весьма эффективной, о чём свидетельствует их распространение в аэропортах многих стран мира.
В России, являясь равноправным направлением в обеспечении безопасности полётов (по сравнению, например, со светотехническим, аварийно-спасательным и другими), орнитологическое лишено своего исполнительного подразделения в аэропорту, что негативно сказывается на общих результатах деятельности по предотвращению столкновений между ВС и птицами. Прецеденты в отечественной практике созданы в аэропортах Пулково и Шереметьево.
Отказ от временной основы позволит закрепить персонал группы, постоянно повышать квалификацию её работников, накапливая ценный опыт практической работы по наблюдению за птицами и применению отпугивающих средств.
Работа группы, без сомнений, будет ещё более эффективной, если её состав (хотя бы на 50 %) укомплектовать биологами.
4. Рекомендация. Проведением соответствующих организационных мероприятий внедрить функциональную схему оперативного орнитологического обеспечения безопасности полётов в аэропорту (приложение 1) и возложить функцию регистрации данных об орнитологической обстановке и сеансов отпугивания птиц на группу орнитологического контроля (группу контроля птиц).
В соответствие с нормативами ГА мероприятия по предотвращению столкновений с птицами распределяются между различными службами, что справедливо и в отношении оперативных действий. ГКП, появляющиеся сегодня в аэропортах, своим участием или принятием большего объёма на себя способствуют более полному и качественному выполнению этих основных функций (приложение 1), в чем и заключается их основное назначение.
Начальная функция - визуальное наблюдение за появлением птиц на лётном поле в соответствии с РООП ГА - 89 осуществляется только диспетчером старта службы движения в ограниченном секторе лётного поля, что явно не достаточно. Сеть наблюдателей должна быть расширена, но не только за счёт дежурного сотрудника ГКП (патрулирование, эпизодические выезды), но и за счёт наблюдателя аварийно-спасательной службы, метеоролога войсковой части и, вообще, за счёт любого персонала, находящегося на лётном поле (например, группы сопровождения и др.). Чем шире сеть наблюдателей, тем полнее будет осуществляться первичная функция обнаружения, тем точнее складываться общая картина орнитологической обстановки и тем более оперативно будут предприниматься меры по устранению опасности от птиц.
Первый шаг на этом пути в а/п Толмачёво уже сделан, необходимо лишь определить характеристики и критерии передаваемой информации (бессмысленна передача о пролёте, например, одной серой вороны через ВПП или РД). Единообразные способы оценки ситуации, сбора и передачи информации о птицах должны быть доведены до персонала участвующих служб на занятиях по авиационной орнитологии и закреплены в «Инструкции по орнитологическому обеспечению ...».
Все оперативные доклады должны стекаться в единый центр, выполняющий координирующую роль. Идеальным, но не обязательным было бы появление диспетчера ГКП, располагающегося непосредственно на лётном поле, выполняющего одновременно и постоянно функции наблюдателя-сборщика информации и её регистратора. За неимением такой единицы (это привело бы к увеличению численного состава ГКП) приём оперативных сведений ложится на диспетчера аэродромной службы, передающего их в последствии дежурному сотруднику для принятия им мер воздействия на птиц (см. приложение 1).
РООП ГА - 89 предписывает диспетчеру старта УВД вести специальный журнал, заполняемый в моменты наивысшей (на грани временного прекращения полётов) опасности для полётов, исходящей от птиц. Целесообразнее и логичнее передать эту функцию ГКП. Правда, в этом кроется несоответствие основному отраслевому документу, но с другой стороны штатные аэропортовые группы контроля птиц РООП ГА - 89, вообще, не предусмотрены. И в этом случае имеет место опережение практической необходимостью процессов совершенствования нормативной базы, проистекающих гораздо более медленными темпами.
Ведение подробного регистрационного журнала группой КП будет самым эффективным. Во-первых, это позволит осуществлять его заполнение практически ежедневно, а не от случая к случаю, и значит иметь более точную и подробную информацию об орнитологической обстановке на аэродроме, выявляя и отслеживая её те или иные изменения по сезонам и годам, пополняя данные эколого-орнитологического обследования. Во-вторых, накапливать очень важную научно-практическую информацию о применении различных средств управления поведением птиц для оценки их эффективности. В-третьих, фиксация информации будет более квалифицированной, поскольку, работа в ГКП требует специальных знаний и навыков по распознаванию птиц, определению исходящей опасности, оценки реакции на управляющий стимул и т.д.
Удобней фиксировать данные в журнале в табличной форме по единому образцу на основе простейшего кодирования. Вместе с основными в журнале могут регистрироваться и дополнительные сведения, например, о столкновениях с птицами, расходе пиротехнических средств и т.п.
5. Рекомендация. Завершить эколого-орнитологическое обследование разработкой детальных рекомендаций по ООБП, подготавливаемых на основании данных, собранных в ходе его проведения.
Комментарий. Эколого-орнитологическое обследование, являясь самым продолжительным, мероприятием имеет своей целью сбор и систематизацию наиболее полной информации об орнитологической обстановке (пространственно-временном распределении птиц и привлекающих факторах) в районе аэродрома в течение года.
Само обследование, естественно, не может оказать влияние на снижение вероятности столкновений птиц и ВС, но формируемая по результатам обследования база данных должна служить для прогнозирования изменений орнитологической обстановки, быть ориентиром в определении оптимальных путей, средств, методов и мероприятий воздействия на орнитологическую обстановку для её изменения, для разрыва связей птиц с защищаемой территорией. Эти пути, средства и т.д. должны найти своё отражение в специальных рекомендациях, с учётом которых, в свою очередь, и будет планироваться вся деятельность в аэропорту, направленная на снижение опасности от птиц.
При этом рекомендации должны носить комплексный, подробный и адресный характер с указанием конкретных сроков, требуемых режимов и предполагаемых исполнителей, т.е. быть готовыми к внедрению.
6. Рекомендация. Действия по истреблению хищных и некоторых других птиц на аэродромной территории прекратить как антигуманные и несоответствующие природоохранным законодательным актам.
Комментарий. Специфический вид опасности на аэродромах создают хищные птицы, охотящиеся на мышевидных грызунов: пустельга обыкновенная, сарыч, чёрный коршун и др. Не образуя плотных многочисленных скоплений, эти птицы распределяются по большим участкам открытых пространств и совершают охотничьи полёты на высотах до 100 метров, что особенно опасно для аэродромной территории и её ближайших окрестностей.
Удаление их с территории путём отлова может оказаться эффективным мероприятием, при этом использоваться должны щадящие методы, не наносящие вреда здоровью птиц (например, с помощью лучка на шесте, тайника и т.п., приложения 2 и 3). В соответствии с рекомендациями ИКАО отловленные птицы должны выпускаться далеко от зоны аэропорта, не имея возможности возвращения.
Частичный эпизодический отстрел применим лишь в отношении массовых видов (таких как врановые), в частности, в целях подкрепления действия биоакустической установки, способной выполнять роль дежурного средства. Однако, биоакустические трансляции могут иметь и бесконтактное подкрепление - выстрелы холостыми и сигнальными патронами из охотничьих ружей, средство «Халзан».
Отлов и отстрел птиц проводятся по согласованию с местными органами охотуправления.
7. Рекомендация. В июле-ноябре 2002 года в аэропорту Толмачёво провести эксперименты по отработке режима применения и определения эффективности традиционных и альтернативных средств отпугивания птиц.
Комментарий. Применение средств управления поведением птиц требует тонкого и взвешенного подхода. Добиться высоких результатов на практике достаточно трудно. Эксперименты на базе аэропорта и призваны обеспечить прогрессивное движение в этом направлении.
Подготовка программы и проведение самих экспериментальных работ могут быть осуществлены с участием специалистов ГосНИИ ГА и Института систематики и экологии животных. Целью работ необходимо принять выявление наиболее эффективных комплексов и режимов применения средств отпугивания, имеющихся в аэропорту, а также альтернативных - ловчих птиц и радиоуправляемых моделей хищных птиц.
Результаты экспериментов, проведённых в период наивысшей опасности от птиц, позволят повысить эффективность отпугивающих мероприятий на аэродроме, оптимизировать процесс и в целом, и в деталях.
8. Рекомендация. В соответствии с Руководством ИКАО DOC № 9137-AN/898 (часть 3, п. 3.5.1) рассмотреть вопрос о создании специального комитета аэропорта Толмачёво по столкновениям ВС с птицами.
Комментарий. Орнитологический - весьма специфический вид обеспечения полётов, в котором должны участвовать различные службы, причём не только аэропорта, но, например, и лётный состав авиакомпаний.
Аэропортовый комитет по столкновениям с птицами и может иметь своей целью упорядочение взаимоотношений между организациями и их подразделениями на административном уровне. Комитет может собираться 2 или 3 раза в год, заслушивать отчёты о результативности работ, доклады с новыми предложениями, обсуждать и согласовывать (утверждать) планы и программы действий, выполнять координирующую роль.
В комитет а/п Толмачёво, по нашему мнению, нужно включить представителей аэропортовых служб, участвующих в орнитологическом обеспечении, представителя администрации аэропорта, представителя местного органа «Росаэронавигации», представителя войсковой части (поскольку, Толмачёво - аэродром совместного базирования), представителей 2-3 авиакомпаний - главных потребителей аэропортовых услуг, инженера по авиационной орнитологии и независимого специалиста, например, орнитолога из Института систематики и экологии животных СО РАН, а также представителя территориальной администрации (при необходимости).
Комитет по столкновениям с птицами своей работой должен обеспечивать:
-- разъяснение принципов работы служб аэропорта по предотвращению столкновений и необходимость совместных действий всех участников ООБП;
-- согласование необходимой документации и разделения обязанностей;
-- заинтересованное участие авиакомпаний в обсуждении планов и программ, связанных с выбором осуществляемых на аэродроме мероприятий по снижению опасности от птиц, закупкой соответствующего оборудования, привлечения для оказания помощи специалистов из других организаций, командирования работников для получения новых знаний и опыта, оптимизации расходов по финансированию данного направления;
-- коллегиальность в принятии решений, с одной стороны, и, с другой, привлечение к принятию решений авиакомпаний, несущих непосредственные убытки от повреждений воздушных судов птицами;
-- принятие на себя ответственности за правильность организации и конкретной направленности орнитологического обеспечения в аэропорту.
Создание комитета имеет большое значение в решении вопроса об ответственности наземных служб, выполняющих наибольший объём работ по ООБП, за столкновения с птицами и повреждения ВС.
Аэропортовые власти получают возможность через комитет разъяснять свою политику в области предотвращения столкновений с птицами, вырабатывать её изменения совместно с авиакомпаниями, добиваться от последних понимания всей сложности данной проблемы, а также того факта, что со стороны аэропорта принимаются все возможные меры для снижения вероятности столкновений.
Наряду с максимально полным выполнением требований нормативных отраслевых документов по ООБП, создание рабочего комитета по столкновениям с птицами является мерой предупредительного характера в отношении выставления претензий со стороны авиакомпаний по случаям повреждений ВС в будущем и защиты аэропортом своих интересов.
9. Рекомендация. Направить представителя(лей) аэродромной службы для представления аэропорта и участия в 26-м совещании по данной тематике, проведение которого организуется Международным комитетом по столкновениям с птицами (International Bird Strike Committee - IBSC), а также в аэропорт Пулково для изучения результатов многолетней работы участка авиационной орнитологии (группы контроля птиц).
Комментарий. Очередное совещание состоится весной 2002 в Польше. Эти встречи проводятся один раз в два года и являются самым представительным форумом специалистов по проблеме предотвращения столкновений воздушных судов с птицами. На предыдущем совещании отмечено более 150 участников, представляющих 34 страны мира.
Значение подобных встреч трудно переоценить в области изучения опыта других стран, получения подробной информации по многочисленным вопросам, касающимся обеспечения безопасности в отношении птиц, общения со специалистами. К тому же традиционными стали параллельные выставки специализированного оборудования и средств для борьбы с птицами с участием консультантов фирм-производителей.
С.К. Рыжов, ОГАО в составе ЦЭБ ГосНИИ ГА, 2001 г.
|