Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО






























































































































































К началу
страницы





























































































































































К началу
страницы


Методические рекомендации по орнитологическому обеспечению безопасности полетов

english
Содержание
Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ

Методические рекомендации по развитию орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропортах
(продолжение)

7. Рекомендация. В аэропортах подготовить (пересмотреть) «Инструкцию по орнитологическому обеспечению безопасности полетов (ООБП) ВС на аэродроме» (или раздел в ИПП на аэродроме) с целью сокращения общих положений и насыщения более детализированной информацией, соответствующей конкретным производственным условиям и местным особенностям орнитологической обстановки.

Комментарий. Проверки документации на местах часто выявляют формальное отношение к подготовке данного документа. Декларационное повторение многих положений РООП ГА - 89 недопустимо, хотя и следует рассматривать этот документ как отраслевой содержащий нормативные требования аналог. Аэропортовая инструкция по ООБП должна развивать положения РООП ГА - 89 и корректировать их, исходя из условий производства в аэропорту. При разработке инструкции желательно учитывать и подходы к решению вопросов, изложенные в документах ИКАО, в частности - DОС 9137-АN/898, часть 3, 1991 г. «Создаваемая птицами опасность и методы её снижения».

Инструкция должна содержать основные сведения, характеризующие местную орнитологическую обстановку, её изменения по сезонам и участкам территории, изложенные в удобном для использования персоналом аэропорта виде.

Отдельный раздел инструкции (или приложение к ней) рекомендуется посвятить конкретным видам птиц, создающих опасность для полётов непосредственно в районе аэродрома, с кратким описанием местных черт видовой биологии и экологии, привлекающих птиц факторов, возрастных и половых изменений во внешнем облике птиц, полевых признаков (на основе цветных иллюстраций). Назначение подобного раздела - возможность его употребления в качестве справочного пособия-определителя.

Характеристика средств отпугивания птиц, методы и тактика индивидуального и комплексного их применения, техника безопасности, действия персонала при проявлении той или иной поведенческой реакции птиц так же должны найти своё отражение в положениях инструкции после накопления соответствующего опыта и поиска оптимальных вариантов в практике отпугивания.

Образцы инструкций (30-40 экземпляров, в том числе контрольные) необходимо распределить по службам, участвующим в ООБП. Нововведения могут содержаться в и качестве отдельных приложений.

Осуществление всего вышеизложенного позволит в документальной сфере перейти на более высокую качественную ступень, приблизив инструкцию к настоящему руководству, содержащему ответы, на многие возникающие на практике вопросы, находящемуся всегда «под рукой» на рабочих местах персонала, участвующего в ООБП.

8. Рекомендация. Проведением соответствующих организационных мероприятий внедрить функциональную схему оперативного орнитологического обеспечения безопасности полётов в аэропорту.

Комментарий. Орнитологическое обеспечение на любом аэродроме должно предусматривать оперативное выполнение ряда обязательных функций: обнаружения птиц и передачи сведений о них, сбора и регистрации информации, выполнения мероприятий по отпугиванию.

В соответствие с нормативами ГА осуществление мероприятий по предотвращению столкновений с птицами распределяется между различными службами, что относится и к проведению оперативных действий. Группы контроля птиц, появляющиеся сегодня в аэропортах, своим участием и принятием большего объёма работ на себя способствуют более полному и качественному выполнению функций аэропортом (рис.1), в чем и заключается основное назначение ГКП.

Крайне важная функция - наблюдение за появлением птиц на лётном поле в соответствии с РООП ГА - 89 осуществляется визуально только диспетчером старта службы управления воздушным движением в ограниченном секторе лётного поля, что явно не достаточно**. Сеть наблюдателей должна быть расширена, но не только за счёт дежурного сотрудника ГКП (патрулирование, эпизодические выезды), но и за счёт наблюдателя аварийно-спасательной службы, метеоролога войсковой части и, вообще, за счёт любого персонала, проводящего работы на лётном поле (например, группы сопровождения и др.) или наблюдающего за любым из секторов летного поля. Чем шире сеть наблюдателей, тем полнее будет осуществляться первичная функция обнаружения, тем точнее будет складываться общая текущая картина орнитологической обстановки и тем более оперативно и эффективно будут предприниматься меры по устранению опасности от птиц.

(** - обнаружение скоплений птиц на аэродромах с помощью РЛС не осуществляется в текущий период, поскольку внедрение оборудования нового поколения не сопровождалось соответствующими исследованиями, техническими и методическими разработками; нормативные требования также не соответствует уровню современного радиолокационного оборудования.)


Рис. 1. Функциональная схема оперативного орнитологического обеспечения безопасности полётов в аэропорту.

Необходимо определить характеристики передаваемой информации. Единообразные способы оценки ситуации, сбора и передачи информации о птицах должны быть доведены до персонала участвующих в ООБП служб на занятиях по авиационной орнитологии и закреплены в «Инструкции по орнитологическому обеспечению ...».

Все оперативные доклады должны стекаться в единый центр, выполняющий координирующую роль. Идеальным, но не обязательным было бы введение должности диспетчера ГКП, располагающегося непосредственно на лётном поле, выполняющего одновременно и постоянно функции наблюдателя - сборщика информации, а также её регистратора. За неимением такой единицы (это привело бы к увеличению численного состава ГКП) приём оперативных сведений ложится на диспетчера аэродромной службы, передающего их впоследствии, дежурному контролеру птиц для принятия им мер воздействия на птиц (рис.1).

РООП ГА - 89 предписывает диспетчеру старта службы управления воздушным движением вести специальный журнал, заполняемый в моменты наивысшей (в данные моменты осуществление взлетно-посадочных операций может быть временно прекращено) опасности для полётов, исходящей от птиц. С появлением на аэродроме группы контроля птиц ведение подробного регистрационного журнала диспетчером старта становится не актуальным.

Эту функцию целесообразно возложить на ГКП. Во-первых, это позволит осуществлять его заполнение ежедневно, а не от случая к случаю, и значит иметь более точную и подробную информацию об орнитологической обстановке на аэродроме, выявляя и отслеживая все её те или иные изменения по сезонам и годам, пополняя данные эколого-орнитологического обследования. Во-вторых, накапливать очень важную научно-практическую информацию о применении различных средств управления поведением птиц для оценки их эффективности. В-третьих, фиксация информации будет более квалифицированной, поскольку, работа в ГКП требует специальных знаний и навыков по распознаванию птиц, определению исходящей опасности, оценки реакции птиц на управляющий стимул и т.д.

Удобней фиксировать данные в журнале в табличной форме по единому образцу на основе простейшего кодирования. Вместе с основными в журнале могут регистрироваться и дополнительные сведения, например, о столкновениях с птицами, расходе пиротехнических средств и т.п.

В дальнейшем фиксация информации по ООБП может происходить с помощью специального программного обеспечения. Подобное ПО уже много лет используется за рубежом.

9. Рекомендация. В соответствии с Руководством ИКАО DOC № 9137-AN/898 (часть 3, п. 3.5.1) в птицеопасных аэропортах (на аэродромах со сложной орнитологической обстановкой) принять меры по созданию и организации постоянной работы специального аэропортового комитета по столкновениям ВС с птицами. При отсутствии подобного комитета из директората авиапредприятия должен быть назначен куратор направления по снижению опасности, создаваемой птицами.

Комментарий. Орнитологический - весьма специфический вид обеспечения полётов, в котором должны участвовать различные службы, причём не только аэропорта, но, например, и лётный состав авиакомпаний.

Аэропортовый комитет по столкновениям с птицами и может иметь своей целью упорядочение взаимоотношений между организациями и их подразделениями на административном уровне. Комитет может собираться 2 или 3 раза в год, заслушивать отчёты о результативности работ, доклады с новыми предложениями, обсуждать и согласовывать (утверждать) планы и программы действий, выполнять координирующую роль.

В аэропортовый комитет необходимо включать представителей аэропортовых служб, участвующих в орнитологическом обеспечении, представителя администрации (директората) аэропорта, представителя местного органа «Росаэронавигации», представителя войсковой части (для аэродромов совместного базирования), представителей 2-3 авиакомпаний - главных потребителей аэропортовых услуг, инженера по авиационной орнитологии и независимого специалиста из Отраслевой группы авиационной орнитологии ГЦБПВТ или опытного орнитолога из местной организации биологической направленности (например, Союза охраны птиц России), а также представителя территориальной администрации (при необходимости).

Комитет по столкновениям с птицами своей работой должен обеспечивать:

- разъяснение принципов работы служб аэропорта по предотвращению столкновений и необходимость совместных действий всех участников ООБП;

- согласование необходимой документации и распределения обязанностей;

- заинтересованное участие авиакомпаний в обсуждении планов и программ, связанных с выбором осуществляемых на аэродроме мероприятий по снижению опасности от птиц, закупкой соответствующего оборудования, привлечения для оказания помощи специалистов из других организаций, командирования работников для получения новых знаний и опыта, оптимизации расходов по финансированию данного направления;

- коллегиальность в принятии решений, с одной стороны, и, с другой, привлечение к принятию решений авиакомпаний, несущих непосредственные убытки от повреждений воздушных судов птицами;

- принятие на себя ответственности за правильность организации и конкретной направленности орнитологического обеспечения в аэропорту.

Создание комитета имеет большое значение в решении вопроса об ответственности наземных служб, выполняющих наибольший объём работ по ООБП, за столкновения с птицами и повреждения ВС.

Аэропортовые власти получают возможность в рамках комитета формировать и свою политику в области предотвращения столкновений с птицами, вырабатывать её изменения совместно с авиакомпаниями, добиваться от последних понимания всей сложности данной проблемы, а также того факта, что со стороны аэропорта принимаются все возможные меры для снижения вероятности и опасности столкновений.

Наряду с максимально полным выполнением требований нормативных отраслевых документов по ООБП, создание рабочего комитета по столкновениям с птицами является мерой предупредительного характера в отношении предъявления претензий со стороны авиакомпаний по случаям повреждений ВС в будущем и защиты аэропортом своих интересов.

Прецедент в отечественной практике был создан в а/п Толмачево. Подобный орган осуществляет свою деятельность с 2002 года. В противовес этому уже существует пример негативного и конфронтационного развития взаимоотношений между аэропортом и авиакомпанией на основе отношения к ответственности за столкновения ВС с птицами. Вынесением решения в пользу авиакомпании «Аэрофлот» закончилось рассмотрение в арбитражном суде иска к аэропорту Шереметьево по случаю повреждения двигателей Ил-96 в результате столкновения со стаей чаек на ИВПП.

При отсутствии комитета из состава директората авиапредприятия должен быть назначен куратор направления действий по снижению опасности, исходящей от птиц.


Перечень международных и национальных документов, трудов и публикаций, использованных при подготовке рекомендаций.

1. Приложение 14 к Конвенции о международной организации гражданской авиации.

2. Приложение 15 к Конвенции о международной организации гражданской авиации.

3. «Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации» РООП ГА- 89.

4. «Руководство ИКАО по аэропортовым службам» часть 3, «Создаваемая птицами опасность и методы её снижения», DОС № 9137-АN/898, 1991 г.

5. «Руководство по системе информации о столкновениях с птицами IBIS» ICAO Doc № 9332-АН/909, 1982 г.

6. Указание ДВТ Минтрасна РФ № ДВ-147/И от 11.10.94.

7. «Авиационные правила № 139. Требования по сертификации аэродромов» АП-139, Том 2, введены приказом Минтранса РФ № 97 от 17.11.95).

8. «Стандарты для аэродромов по контролю птиц/объектов живой природы. Рекомендуемая практика № 1», IBSC, 2006 г.

9. Заключение с рекомендациями по орнитологическому обеспечению безопасности полетов в а/п Толмачёво. ОГАО в составе ГосНИИ ГА, Москва, 2002 г.

10. Организация орнитологического обеспечения безопасности полетов в современных условиях. Жур. «Аэропорт партнер», 2003 г. № 2.


Рыжов С.К., ОГАО в составе ГЦ БПВТ, 2007 г.



В начало рекомендаций

 



 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(926)510-22-52, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2024 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.