Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ
2. Статистические показатели
Ежегодно на воздушном транспорте РФ регистрируется менее 100 столкновений ВС с птицами: 2002 г. – 69 случаев, 2003 г. – 35 случаев, 2004 г. – 50 случаев*.
(* – данные невозможно рассматривать как точные и достоверные по причинам, изложенным ниже)
В ходе проведенного анализа рассмотрены сведения о 41 случае столкновений с птицами гражданских воздушных судов, эксплуатировавшихся российскими компаниями в 2005 году. Из них 5 столкновений произошли в зарубежных аэропортах, еще в 7 случаях место события не установлено, но зарубежный аэропорт являлся последним пунктом вылета или пунктом посадки.
На протяжении длительного периода наблюдений пиковая опасность столкновений на территории страны отмечается в июле – 34,1 % от общего количества
столкновений, зарегистрированных в 2005 г. (рис. 2). Среднее значение для июля за 2002-04 гг. – 24,7 %. На второй позиции по этому показателю находится август – 17,1 % случаев (16,9 % за 2002-04 гг.). Наивысшая опасность столкновений в эти месяцы связана с вылетом молодых птиц из гнезд и приобретением ими первого опыта полетов. Доля, приходящаяся на месяц май, соответствует уровню предшествующих трех лет: 14,6 % - в 2005г., 13 % - в 2002-04 гг. Число столкновений в июне ниже чем в предыдущий трехлетний период: 7,3 % - в 2005 г., 14,3 % - в 2002-04 гг., что, возможно, объясняется неблагоприятными для гнездования погодными условиями весной и смещением сроков размножения некоторых видов птиц.
Рис. 2. Динамика уровня столкновений воздушных судов с птицами по месяцам 2005 г.
В периоды весенней и осенней миграций, в отличие от летних месяцев, опасность в большой степени создается перелетными птицами. Высокая вероятность возникновения конфликтов с мигрантами существует в апреле и сентябре (9,8 % и 12,3 % от всех столкновений, соответственно), причем в сентябре 2005 года зафиксировано почти в два раза больше инцидентов, чем в среднем за 2002-04 гг. (7,8 %).
В зимнее время птицы создают малую угрозу для полетов в воздушном пространстве страны, однако, учитывая интенсивные перевозки на международных трассах, от экипажей требуется усиление внимания при выполнении взлета-посадки в иностранных аэропортах, расположенных южнее и ближе к экватору, в областях совпадающих с зимовками многих видов и групп птиц. Так, самолет Ту-214 б.н. 64504 ГТК «Россия» на разбеге в индийском а/п Мумбай столкнулся с одиночной птицей. Экипаж заметил крупную птицу, услышал удар и прервал взлет. Попадание птицы в правый двигатель привело к его повреждению и досрочному снятию.
Таблица 1. Распределение столкновений ВС с птицами по времени суток в 2005 г.
Время суток определено для 78 % столкновений (табл. 1). Соотношение дневных и ночных коллизий в 2005 году практически полностью совпадает с таковым за предыдущие три года. На день приходится 62,5 %, на ночь – 15,6 %. Обращает на себя внимание факт отсутствия ночных столкновений в летние месяцы, т.е. в то время, когда угроза
столкновений создается местными гнездящимися птицами. Ночные инциденты появляются весной и осенью, что указывает на участие в них мигрирующих птиц. Относительную безопасность ночного летнего времени необходимо учитывать при планировании рейсов в авиакомпаниях.
Рис.3. Распределение столкновений воздушных судов с птицами по этапам полетав 2005 г.
По имеющимся сведениям этапы полета, на которых произошли контакты с птицами, определены в 65,9 % случаев. Столкновения на взлете и при посадке, включая разбег и пробег, составили вместе 74 % от общего количества (рис.3), что на 14 % больше по сравнению с уровнем 2002-04 гг. В 2005 г. набор высоты, снижение и заход на посадку наоборот характеризовались уменьшением контактов с птицами на 11,5 % по отношению к уровню 2002-04 гг. В соответствии с результатами анализа три четверти рассматриваемых событий зафиксированы в 2005 г. непосредственно в границах аэродромов, что свидетельствует о низкой эффективности мер, предпринимаемых наземными службами по защите от птиц.
Высота столкновений с птицами определена для 61 % случаев (рис. 4). Распределение инцидентов с участием птиц по высоте полностью повторяет показатели 2002-04 гг. Преобладают столкновения на высоте до 100 метров – 84 % от общего числа.
Рис. 4. Распределение столкновений воздушных судов с птицами по высоте
в 2005 г.
Таблица 2. Распределение общего количества столкновений с птицами и числа попаданий птиц в двигатели по типам воздушных судов в 2005 г.
За анализируемый период зарегистрированы столкновения птиц с самолетами
14-ти типов (табл.2). Как и в предшествующие годы наибольшее количество инцидентов отмечено для активно эксплуатируемых Ту-134 (29,3 %) и Ту-154 (14 %). Возросла в общем объеме доля А-310 с 3,9 % в 2002-04 гг. до 9,8 % в 2005 г., а доля Б-737 – снизилась с 9,2 % в 2002-04 гг. до 2,3 % в 2005 г.
Максимальное число соударений с птицами испытали авиадвигатели: 44,9 % от общего количества попаданий (рис.5); в 2002-04 гг. - 50 %. Попадания в крыло отмечены в 28,6 % случаев (в 2002-04 гг. - 19 %), в фюзеляж – в 12,2 % случаев (в 2002-04 гг. - 8 %).
Рис. 5. Распределение воздействий со стороны птиц по частям ВС, подвергшихся удару/повреждению, в 2005 г.
Данные отраслевого анализа в значительной степени расходятся с данными ИКАО**, в соответствии с которыми наибольшее число столкновений приходится на лобовое остекление кабины пилотов – 17 %, на двигатель и крыло – около 14 и 12 %, соответственно.
(** – использован анализ всемирных данных от 26.07.2002 (№AN 4/9.1.1-02/69))
Подобное несоответствие ярко иллюстрирует разницу в подходах к регистрации столкновений. В сложившейся национальной практике фиксируются в основном те случаи, что приводят к значительным последствиям для полета или к повреждению воздушного судна. Массовые столкновения, не приведшие к повреждениям, не учитываются и не могут быть подвергнуты анализу специалистов. Это подтверждается и большим количеством повреждений в среде учтенных случаев столкновений. По результатам анализа попадание птиц в авиадвигатель приводили к повреждению последнего в 54,5 % случаев. Это ниже показателя за предыдущие три года (69 %), но выше, чем аналогичный показатель ИКАО (32,7 %). Соударения с крылом вызывали его повреждения в 50 % случаев, что также ниже показателя предыдущего периода (69,7 %), но выше показателя ИКАО (25 %).
К значимым последствиям столкновений с птицами в 2005 году относятся совершенные российскими ВС 3 прерванных взлета и 1 вынужденная посадка. Досрочно сняты 5 авиационных двигателей, повреждены – 12, выключение двигателя экипажем имело место в 1 случае (табл.3).
Табл. 3. Последствия столкновений воздушных судов с птицами в 2002-05 гг.
Как и прежде наибольшие трудности у авиационного персонала вызывает определение размеров и групповой принадлежности птиц, участвовавших в столкновении с ВС. Сведений по этим позициям фиксируется крайне недостаточно из-за непонимания их важности, отсутствия соответствующих навыков, и отчасти, из-за недостатка методических пособий.
Так, размеры птиц указывались в 29,3 % случаев. В ходе анализа установлено, что птицы средних размеров участвовали в 50 % столкновений, крупные птицы – в 33 % столкновений, мелкие – в 17 % столкновений. По данным ИКАО больше всего столкновений происходит с мелкими воробьиными птицами – до 35 %. По поступившей за 2005 г. информации известно об участии в конфликтных ситуациях с ВС чаек, врановых, водоплавающих и хищных птиц. Видовая принадлежность определена только в 3 случаях – это:
Перечень видов птиц, участие которых в столкновениях с российскими ВС стало достоверно известно за период 2002-04 гг., приводится ниже:
Достоверно оценить материальный ущерб, ежегодно наносимый птицами в отрасли воздушного транспорта не представляется возможным. Материалы расследований инцидентов такой информации чаще всего не содержат, а если расчет убытков производится, то в нем фигурируют лишь прямые расходы и не учитываются косвенные. Последние же, по сообщениям зарубежных авиакомпаний, по объему могут быть сопоставимы с прямыми потерями. О величине ущерба можно составить представление лишь по отдельным примерам. В 2005 году а/к «Красноярские авиалинии» сообщила об ущербе от столкновения с птицей самолета Ту-204 (б.н. 64018), имевшего место 05.08.05. В результате столкновения один из двигателей оказался поврежденным и был снят досрочно, а сумма ущерба составила более 5,29 млн. рублей.
Полученные в ходе анализа статистические показатели доказывают реальность и значимость опасности, создаваемой птицами, а также указывают на недопустимость дальнейшего игнорирования на национальном отраслевом уровне проблемы предотвращения столкновений в целом и интересов орнитологического обеспечения безопасности полетов в частности.
Рыжов С.К., ОГАО в составе ГЦ БПВТ, 2007 г.