Методические рекомендации по развитию орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропортах
В отрасли воздушных перевозок РФ к текущему периоду времени сложилась сложная обстановка в области уменьшения опасности столкновений с птицами для полетов ВС, характеризующаяся действием целого ряда факторов. Регистрация столкновений, ограниченная случаями с наиболее заметными последствиями, предоставление неполной информации по зарегистрированным случаям столкновений, усугубляющееся отставание в развитии национальной нормативно-правовой базы по сравнению с другими видами обеспечения полетов и уровнем международной документации, отсутствие отечественных средств защиты аэродромов от птиц, отказ от финансирования научно-исследовательских работ, ослабление контроля над проведением мероприятий по орнитологическому обеспечению в авиапредприятиях, отсутствие целенаправленной и координационной политики на отраслевом уровне – эти и другие причины привели к появлению острой необходимости восстановления и скорейшего развития орнитологического обеспечения безопасности полетов на ВТ РФ.
В условиях крайней недостаточности прогрессивных управленческих решений были подготовлены настоящие рекомендации на основании результатов оценки состояния орнитологического обеспечения безопасности полетов (ООБП) на воздушном транспорте РФ и проверки действий по предотвращению столкновений в ряде аэропортов, а также с учетом некоторых новых положений международных документов в данной области.
Настоящие материалы подготовлены Отраслевой группой авиационной орнитологии и являются первыми за последний более чем 15-летний период функционирования отрасли. Данные рекомендации направлены на повышение качественного уровня орнитологического обеспечения в аэропортах, распространение положительного опыта, имеющегося в российской практике, касаются актуальных вопросов, решение которых находится в компетенции администрации аэропортов, и призваны оказать методическую помощь и ориентировать при принятии важных решений по организации и осуществлению мероприятий данного вида обеспечения полетов.
1. Рекомендация. Руководству аэропортов принять все необходимые меры для обеспечения максимально полной внутренней регистрации случаев столкновений ВС с птицами.
Комментарий. Решение вопроса о регистрации столкновений имеет важное значение для точного определения характеристик опасности, создаваемой птицами в условиях конкретного аэродрома. В сложившейся к настоящему времени ситуации обязательной регистрации подвергаются лишь случаи, приведшие к повреждениям ВС и к появлению негативных последствий для полета ВС. Многие столкновения с менее заметными последствиями не подвергаются учету. Однако, в интересах снижения птицеопасности ежегодно должен проводиться анализ данных о столкновениях в районе аэродрома (желательно, также анализировать информацию за 3 и за 5 лет), но из-за неполной регистрации выборка значительно сокращается, что влияет на объективность результатов. Увеличение выборки за счет охвата более продолжительного периода – 10, 15 и более лет, тоже не является оптимальным выходом из ситуации, поскольку, за столь долгий период времени могут подвергаться изменениям экологические условия района расположения аэродрома, парк и интенсивность движения ВС. К тому же анализируется лишь часть данных по более серьезным случаям, и полученные результаты описывают лишь часть опасности от птиц, маскируя другие ее составляющие, способные резко негативно проявиться в любой момент.
На недостатки учета указывают показатели проведенного отраслевого анализа (приложение 1). Так, по результатам анализа большее число соударений с птицами испытали авиадвигатели – около 44,9 %, степень их повреждения составила 54,5 %. По данным ИКАО доля попаданий в двигатели составляет на практике лишь 14 %, а их повреждение - 32,7 %. Данные пропорции указывают на то, что реальный уровень столкновений птиц с российскими ВС в несколько раз выше регистрируемого.
Для полноты сведений фиксируемых по каждому случаю столкновений рекомендуется использовать специальную Карточку учета (приложение 2), разработанную Отраслевой группой авиационной орнитологии ГЦ БПВТ на основе форм отчетности ИКАО.
Подвергать учету столкновения следует, руководствуясь следующими критериями, сформулированными Международным комитетом по столкновениям с птицами (IBSC) [8]:
1) любое столкновение, подтвержденное тушкой (частями тела) птицы или следами на планере и двигателе ВС;
2) любое обнаружение в районе ИВПП мертвой птицы, в том случае, если нет никаких других очевидных причин гибели (например, от столкновения с автомобилем или т.д.);
3) любое столкновение, о котором сообщают очевидцы, но для которого не найдено никакого физического подтверждения;
4) событие, в котором присутствие птиц оказало любой эффект на полет ВС, даже если не найдено никакого физического подтверждения столкновения.
В отличие от количества инцидентов (включая серьезные инциденты и АП) общий уровень зарегистрированных в районе аэропорта столкновений не может использоваться как показатель для оценки качества работы наземных служб по предотвращению столкновений с птицами при проведении плановых и внеочередных инспекторских проверок. Не соблюдение этого принципа неминуемо будет означать дальнейший отказ на местах от регистрации столкновений, не проходящих по классификации как инциденты и АП. Не имея каких-либо значимых последствий для ВС и для полета, подобные случаи могут быть легко скрыты, что в массовом характере наблюдается в настоящее время.
2. Рекомендация. Во всех аэропортах без исключений провести оценку степени опасности, создаваемой птицами (птицеопасности) для полетов ВС, с помощью критериев сформулированных ниже.
Комментарий. Как показывает опыт, практически каждый аэродром обладает индивидуальным набором экологических и производственных условий, определяющих в совокупности ту или иную степень опасности для полетов ВС, создаваемую птицами. Периодическая (ежегодная) оценка степени такой опасности необходима для выявления ее изменений и причин, вызывающих ее повышение или понижение, определения состава мероприятий, направленных на предотвращение столкновений с птицами, объемов и сроков их проведения, а также затрат.
Помимо этого результаты оценки имеют значение для:
1. Сравнения условий аэропортов между собой при выборе сезонов и времени суток при планировании рейсов авиакомпаниями.
2. Сравнения аэропортов между собой в целях определения опасности в географическом аспекте и в целом по отрасли для формирования национальной политики в этой области.
3. Определения требуемого состава мероприятий для аэропортов с разной степенью птицеопасности.
РООП ГА - 89 предписывает проведение всего спектра мероприятий по предотвращению столкновений всем аэропортам, не принимая во внимание степень опасности от птиц и интенсивность воздушного движения характерных для каждого конкретного аэродрома. На этом основано решение о формировании ограниченного комплекса мероприятий, обязательных для всех аэропортов (аэропортов 2-ой категории птицеопасности), а также расширенного комплекса мероприятий для аэропортов с высокой степенью птицеопасности (аэропортов 1-ой категории птицеопасности или птицеопасных аэропортов, или аэродромов со сложной орнитологической обстановкой).
По результатам ежегодной оценки ситуации к птицеопасным аэропортам (аэропортам с высокой степенью птицеопасности, аэродромам со сложной орнитологической обстановкой) следует отнести аэропорты, отвечающие следующим критериям:
- регистрация одного и более инцидентов с повреждением двигателя ВС;
- регистрация одного и более серьезного инцидента или авиационного происшествия;
- регистрация 5 и более инцидентов в течение календарного года [6,7];
- регистрация 10 и более инцидентов в течение 5 календарных лет [6];
- расположение в 15-километровой зоне аэродрома больших гнездовых колоний птиц среднего и крупного размера, мест остановок водоплавающих птиц во время сезонных миграций, крупных водоемов, массово посещаемых птицами в поисках корма и других участков естественного происхождения, на которых концентрируются птицы*;
- расположение в 15-километровой зоне аэродрома промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, способствующих привлечению и концентрации птиц*.
(* – степень влияния на безопасность полетов в районе аэродрома участка территории или объекта природного или антропогенного характера может быть определена только опытным орнитологом, а в сложных случаях – только орнитологом, специализирующимся на авиационной орнитологии.)
3. Рекомендация. В аэропортах, ежегодно отмечающих столкновения с птицами, всесторонне рассмотреть вопрос о введении штатной должности специалиста по авиационной орнитологии. В птицеопасных аэропортах (на аэродромах со сложной орнитологической обстановкой, относящихся к 1-ой категории птицеопасности) рассмотреть вопрос о создании штатной группы контроля птиц (ГКП).
Комментарий. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов отличается весьма специфическими особенностями. Сама проблема предотвращения столкновений развивается на базе взаимодействия быстро совершенствующейся авиационной техники с одной стороны, и биологических объектов со сложно организованным поведением с другой стороны. Возможности изменения технических устройств с целью снижения остроты конфликтов в данном случае значительно ограничены, что находит свое отражение в развитии лишь единственного подобного направления – повышения стойкости составляющих самих летательных аппаратов (конструкционного и за счет использования новых материалов). В противовес этому существует более широкая палитра направлений для воздействия на пластичное поведение биологических объектов. Именно в этой области наблюдается появление множества подходов, методов, приемов и средств.
Последнее определяет необходимость привлечения и на отраслевом, и на местном уровнях для решения задач в рамках указанной проблемы и, соответственно, орнитологического вида обеспечения полетов специалистов с базовым биологическим образованием.
Участие специалиста по прикладной орнитологии в планировании и проведении мероприятий на аэродроме, а также оценке их результативности крайне необходимая мера. Однако, варианты привлечения подобного специалиста могут быть различными, определяемыми в зависимости от особенностей орнитологической обстановки и производственных условий самого аэропорта: эпизодические краткие консультации по договорам подряда, сезонная работа, постоянный совместитель с неполной рабочей неделей, штатный специалист с полной занятостью. Единственно важным обстоятельством в данном случае является постоянный контакт со специалистом, а также возможность оперативного обращения к его услугам.
Специалист с базовым биологическим образованием должен возглавлять группу контроля птиц, и организовывать ее работу. Рекомендуется состав самой ГКП не менее, чем на 50 % сформировать также из биологов. Это особенно важно в сегодняшних условиях, когда вопрос о подготовке (переподготовке и повышении квалификации) кадров на отраслевом уровне еще не имеет должного решения. Как показывает опыт, работа подобных групп оказывается весьма эффективной, о чём свидетельствуют примеры аэропортов многих стран мира.
В России, являясь равноправным направлением в обеспечении безопасности полётов, по сравнению, например, со светотехническим, аварийно-спасательным и другими, орнитологическое лишено своего исполнительного подразделения в аэропорту, что негативно сказывается на общих результатах деятельности по предотвращению столкновений между ВС и птицами. Прецеденты в отечественной практике созданы в аэропортах Пулково - 13 штатных единиц, Шереметьево - 5, Толмачево - 5, Домодедово - 5.
Штатная должность инженера по авиационной орнитологии на данный момент времени введена в следующих аэропортах: Внуково, Кольцово, Рощино, Ульяновска, Уфы, Самары, Иркутска, Ростова-на-Дону, Улан-Уде и некоторых других.
4. Рекомендация. В части, касающейся орнитологического обеспечения, привести структуру аэропортовых сборов в соответствие с приказом ФАС РФ № 71 от 11.10.96.
Комментарий. Значение проведения этого мероприятия заключается в организации получения оптимизированных отчислений от авиакомпаний в структуре аэропортовых сборов, являющихся неоспоримым источником средств финансирования всего комплекса мер, проводимых в рамках ООБП в аэропорту, в целях снижения птицеопасности.
5. Рекомендация. В птицеопасных аэропортах (относящихся к 1-ой категории птицеопасности, на аэродромах со сложной орнитологической обстановкой) провести полное эколого-орнитологическое обследование с разработкой детальных рекомендаций по ООБП, подготавливаемых на основании данных, собранных в ходе его проведения.
Комментарий. Эколого-орнитологическое обследование, являясь самым продолжительным мероприятием, имеет своей целью сбор и систематизацию наиболее полной информации об орнитологической обстановке (пространственно-временном распределении птиц и привлекающих факторах) в районе аэродрома в течение года.
Проведение самого обследования не может оказать влияние на снижение вероятности столкновений птиц и ВС, но формируемая по результатам обследования база данных должна служить для более точной оценки (в том числе оперативной) текущей опасности, создаваемой птицами, прогнозирования изменений орнитологической обстановки, быть ориентиром в определении оптимальных путей, средств, методов и мероприятий для воздействия на орнитологическую обстановку в целях её изменения и разрыва связей птиц с защищаемой территорией. Эти пути, средства и т.д. должны найти своё отражение в специальных подготавливаемых по результатам обследования рекомендациях, с учётом которых, в свою очередь, и будет планироваться администрацией вся деятельность в аэропорту, направленная на снижение опасности от птиц, а также будут определяться объемы расходов на осуществление данной деятельности.
При этом рекомендации должны носить комплексный, подробный и адресный характер с указанием конкретных сроков, требуемых режимов работы персонала и оборудования, предполагаемых исполнителей, т.е. быть готовыми к внедрению.
6. Рекомендация. В птицеопасных аэропортах разрабатывать ежегодные или двухгодичные планы мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов (программы контроля объектов живой природы) с привлечением специалиста биологического профиля.
Комментарий. План мероприятий должен включать комплекс мер, адаптированный к конкретным экологическим и производственным условиям аэродрома, а также указание о сроках проведения тех или иных мероприятий, об ответственных за их проведение лицах, отметки о выполнении и полноте выполнения мероприятий. Базовый комплекс мероприятий приведен в Приложении 3.
План мероприятий должен разрабатываться на основе результатов анализа информации о зарегистрированных столкновениях в зоне аэродрома и рекомендаций, подготовленных в соответствие с систематизированными данными эколого-орнитологического обследования.
продолжение
Рыжов С.К., ОГАО в составе ГЦ БПВТ, 2007 г.