Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ
1. Национальные правила регистрации
Специалистами Отраслевой группы авиационной орнитологии многократно указывалось на необходимость изменения действующих правил и подходов к регистрации столкновений с птицами в гражданской авиации РФ. На протяжении более чем 10-летнего периода из авиапредприятий продолжает поступать информация низкого качества, что затрудняет проведение анализа и отрицательно влияет на точность его результатов; осложняется выявление характеристик опасности, создаваемой птицами, необходимых для разработки мер по предотвращению столкновений.
Отсутствие достоверной информации о столкновениях обуславливает низкий результативный уровень любых мероприятий, проводимых на уровне отдельных авиапредприятий, регионов и отрасли в целом. Искаженная общая картина столкновений автоматически снижает эффективность организационных и практических мер.
Большинство столкновений, не приведших к ощутимым повреждениям воздушного судна или последствиям для полета, не регистрируются и не рассматриваются как часть потенциальной опасности. С другой стороны, информация по многим зарегистрированным инцидентам поступает с мест далеко не в полном объеме. Например, в сведениях по 22 % столкновений, имевших место в 2005 году, не указано время суток. В 9,8 % случаев неизвестной осталась часть ВС, испытавшая соударение с птицей. На практике эти показатели определимы в 100 % случаев. Этап полета не определен в 34,1 % случаев, а высота - в 39 % случаев; размеры птиц, участвовавших в столкновениях – в 70,7 % случаев, групповая и видовая принадлежность птиц – в 80,5 % и 92,7 % случаев.
Два десятилетия функционирует созданная ИКАО система сбора и анализа информации о столкновениях IBIS. В основе действия системы ежегодное предоставление странами с развитой сферой воздушных перевозок сведений о столкновениях ВС национальных перевозчиков с птицами; периодическая подготовка и распространение анализов поступающих всемирных данных, выявление изменений глобальных характеристик опасности, создаваемой птицами. В пост перестроечный период Россия практически прекратила передачу информации о столкновениях ВС в ИКАО, что является шагом назад (в советский период данные в IBIS предоставлялись регулярно).
Сложность ситуации усугубляется еще и тем, что в июле 2004 года ИКАО введены первые международные стандарты по уменьшению опасности столкновений с птицами (раздел 9.4, Приложение 14), предусматривающие, в частности, «введение национальных правил учета и предоставления данных о столкновениях воздушных судов с птицами» (п. 9.4.1, а).
В настоящее время остро ощущается необходимость не только в пересмотре подхода и правил регистрации, но и в создании национальной системы регистрации и накопления данных о столкновениях с птицами. Отечественная база данных по столкновениям до сих пор существует лишь на бумажных носителях. Откладывание решения этого вопроса лишь усиливает отставание и фактически означает невыполнение Россией положений документов Конвенции о международной гражданской авиации в данной области.
Национальная система учета столкновений может быть выстроена на основе специализированного программного обеспечения (ПО) для РС, которым будут оснащены все авиапредприятия для накопления данных по столкновениям с птицами, проведения анализа в локальных рамках и предоставления данных в отраслевой центр. Отраслевой центр – Отраслевая группа авиационной орнитологии ГЦ БПВТ - будет использовать то же ПО для накопления данных по столкновениям на федеральном уровне, проведения отраслевого анализа и предоставления результатов в Федеральную службу надзора в сфере транспорта и всемирную систему информации (IBIS) ИКАО.
Предполагается, что информация будет постоянно собираться и ежегодно предоставляться в отраслевой центр на основе специальной Карточки для учета столкновений, разработанной на основании форм отчетности ИКАО.
Рыжов С.К., ОГАО в составе ГЦ БПВТ, 2007 г.