Приложение 1. Оценка состояния орнитологического обеспечения полетов на воздушном транспорте РФ
3. Устаревшая нормативно-правовая база
До 1991 г. в национальной авиационной отрасли была создана система нормативных требований по орнитологическому обеспечению безопасности полетов, включающая согласованные положения в различных отраслевых документах. Наиболее полно требования по данному виду обеспечения были представлены в Руководстве по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации – РООП ГА-89. Пересмотр и модернизация всей отраслевой нормативно-правовой документации в 90-х годах привели в результате к сокращению и потере положений, регламентирующих орнитологическое обеспечение, в документах нового поколения. Вместе с тем РООП ГА-89 так и не было пересмотрено, формально оставаясь действующим и в настоящее время. Многократные предложения Отраслевой группы авиационной орнитологии по созданию документа нового образца и развитию нормативно-правовой базы не имели поддержки.
РООП ГА-89, разработанное для социально-экономических условий советского периода, уже многие годы препятствует развитию данного вида обеспечения полетов, способствует процветанию низкой исполнительской дисциплины и поддержанию неудовлетворительного качественного уровня в подавляющем большинстве авиапредприятий. На современном этапе аэропорты и авиакомпании нуждаются в четкой организации и регламентации процесса обеспечения полетов в области предотвращения столкновений с птицами и снижения опасности, исходящей от них.
В сегодняшней ситуации, следуя современным уровням качества предоставления услуг, а также под угрозой судебных исков со стороны авиакомпаний, отдельные аэропорты вынужденно пытаются самостоятельно развивать деятельность по защите от создаваемой птицами опасности не имея общих ориентиров и направлений. Так, например, в 2000-х годах в Пулково, Домодедово, Шереметьево, Толмачево появились штатные группы контроля птиц, основной функцией которых является проведение оперативных мероприятий по удалению птиц с территории летного поля. Однако, деятельность подобных групп не предусмотрена ни одним из отраслевых документов.
Но и в этих единичных аэропортах недостатки и чрезвычайно медленное прогрессивное движение определены: нехваткой квалифицированного персонала (так же, как и отраслевой системы его подготовки и аттестации), отсутствием современной нормативно-правовой и методической базы, учитывающей новейший научно-практический опыт в этой области, ограниченным выбором отечественных доступных по ценам специализированных технических средств защиты от птиц, отсутствием координации действий на отраслевом уровне и безразличием к решению актуальных вопросов этого вида обеспечения со стороны центральных авиационных органов. В большинстве же авиапредприятий орнитологическое обеспечение утрачено как один из видов обеспечения безопасности полетов ВС. И одна из главных причин этого массового явления – усугубляющееся отставание в развитии нормативно-правовой базы.
Комплекс международной документации, содержащей положения о деятельности по снижению опасности от птиц, меж тем развивается интенсивно. Так, 3-я редакция «Руководства ИКАО по аэропортовым службам» DОС 9137-АN/898, часть 3, «Создаваемая птицами опасность и методы её снижения» был введена в 1991 г. и ее рекомендательные положения уже не были отражены в РООП ГА – 89. В ближайшее время ИКАО планирует ввести в действие уже 4-ю редакцию этого документа и отставание российской нормативно-правовой базы будет составлять уже два десятилетия или два поколения международной документации.
В 2004 г. в Приложение 14 ИКАО введены первые положения в статусе стандартов, что предоставляет иностранным авиакомпаниям веские основания для предъявления претензий российским аэропортам в случае игнорирования указанных стандартов. В 2006 г. Международным комитетом по столкновениям с птицами (International Birdstrike Committee - IBSC) разработаны собственные «Стандарты по контролю птиц и объектов живой природы для аэропортов рекомендуемая практика №1».
Рыжов С.К., ОГАО в составе ГЦ БПВТ, 2007 г.