По инициативе администрации муниципального образования г. Нягань Тюменской области летом 2002 года проведен анализ птицеопасности в зоне аэропорта Нягань в связи с размещением полигона (комплекса…) для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов на удалении 13,5 км от контрольной точки аэродрома (КТА) около Пидемской автодороги в 80-ом и 100-ом кварталах Няганьского лесничества.
Исследование проведено в рамках проблемы предотвращения столкновений воздушных судов с птицами с целью определения и оценки возможных изменений орнитологической обстановки, способных привести к увеличению количества столкновений с введением в эксплуатацию полигона.
В ходе исследования проанализирована информация о столкновениях воздушных судов с птицами МАСУ «Безопасность», рассмотрена схема воздушного движения, а также генеральный план участка полигона, документы гражданской авиации по орнитологическому обеспечению полетов, проведено оперативное обследование аэродрома, участка для размещения проектируемого полигона и территории действующего полигона, размещенного на удалении 6 км от контрольной точки аэродрома по автодороге «Нягань-Талинка».
Аэродром Нягань эксплуатируется с 1993 года. Окружен естественными лесонасаждениями, часть аэродромной территории также покрыта древестно-кустарниковой растительностью. В пределах ограждения имеются заболоченные участки, ручьи, функционируют дренажные канавы.
На удалении более 20 км находится ближайший крупный водоем – река Обь с комплексом приречных болот и проток, где, по-видимому, существуют места колониального гнездования чаек. На меньшем удалении от аэродрома располагаются русла малых рек и болота.
Условия окружающей среды определяют состав и поведение птиц, посещающих аэродром. По данным обследования и сообщениям персонала, участвующего в орнитологическом обеспечении полетов и применяющего охотничьи ружья для отпугивания и отстрела птиц, часто на аэродроме появляются куриные птицы – глухари, тетерева, белые куропатки (небольшими группами круглый год), а также врановые – вороны и серые вороны (единично круглогодично). Черные коршуны наблюдаются единично в теплое время года. К зарастающим дренажным канавам приурочено гнездование до 10 пар уток чирков, способных совершать опасные полеты на малых высотах непосредственно над летным полем. Чайки появляются в воздушном пространстве над аэродромом осуществляя кормовые перелеты на высоте до 100 м, останавливаются редко. Во время весенних и особенно осенних миграций открытая аэродромная территория наличием заболоченных участков может привлекать стаи куликов (например, куликов—сорок), вызывающих временное повышение вероятности столкновений воздушных судов.
В целом же обстановка на аэродроме и в его ближайших окрестностях характеризуется невысокой птицеопасностью, с учетом периодического проведения мероприятий по защите от птиц с использованием выстрелов из охотничьих ружей и невысокого уровня интенсивности воздушного движения – 10-15 взлетов-посадок за день. Более полные сведения об орнитологической обстановке может предоставить проведение эколого-орнитологического обследования с охватом всех периодов жизнедеятельности птиц в течение года.
По данным МАСУ «Безопасность» за период эксплуатации, начиная с 1993 года, в районе аэродрома не зарегистрировано ни одного случая столкновений воздушных судов и птиц, классифицирующегося как инцидент или авиационное происшествие.
На предполагаемом полигоне планируется захоронение различных видов отходов, в том числе и пищевых, которые могут использоваться отдельными видами птиц в качестве корма. Появление нового источника корма вызовет пространственное перераспределение в районе полигона следующих видов птиц: серая ворона, ворон, воробей домовый – в течение всего года, серебристая и озерная чайки, черный коршун – с весны до осени, возможно, некоторых других. Данные виды в ограниченном количестве наблюдались при посещении действующего полигона: серебристая чайка – около 200 особей, черный коршун – 20 особей, серая ворона – 40 особей, ворон – 20 особей, воробей домовый – 50 особей.
Видовой состав птиц, посещающих действующий полигон и способных посещать новый после его открытия, без сомнения, будет одинаков, при этом уровень численности птиц, привлекаемых на объект, напрямую будет зависеть от площади и объема доступных птицам кормовых ресурсов. Однако, при сопоставимости площадей действующего и проектируемого полигонов уровень численности птиц будет также сопоставим и не будет значительно превышать показателей приведенных выше, зафиксированных в августе в период максимально высокой численности населения птиц в природе, обусловленный окончанием периода размножения. Временное увеличение численности чаек может прогнозироваться лишь для весны и осени в моменты остановок и кормления мигрантов.
Качественный состав птиц, отмеченных на действующем полигоне для накопления отходов, свидетельствует о том, что введение в эксплуатацию нового полигона практически не вызовет каких-либо осложнений в орнитологической обстановке на самом аэродроме и на примыкающих к нему участках. Как показывает практика, куриные птицы, утки и кулики не привлекаются условиями полигона, а для хищных и врановых птиц суточные кормовые перемещения на расстояние до 13 км (между аэродромом и проектируемым полигоном) не характерны. Разные виды чайковых способны совершать ежедневные перелеты на 20 км и более, но присутствие этих птиц в секторе аэродрома является только эпизодическим, а скопления на действующем полигоне немногочисленными. К тому же фактическое перенесение полигона (окончание эксплуатации старого и введение в строй нового) будет означать весомое увеличение расстояния пролета от водного комплекса Оби до источника корма, вследствие следует ожидать уменьшения количества птиц, участвующих в этих кормовых перелетах.
По схеме организации воздушного движения в зоне аэропорта рассмотрены три направления пролета воздушных судов курсами выхода 228 градусов и 244 градуса, курсом подхода 43 градуса (ориентир н.п. АБЕЛО). По отношению к участку, намеченному для проектирования и строительства нового полигона твердых отходов, ближайшим является курс подхода к аэродрому 43 градуса. Появление полигона и присутствие ограниченного контингента птиц в данной точке не вызовет увеличения угрозы столкновений при пролете воздушных судов по указанному курсу из-за значительного удаления (более 3 км) и высоты (более 600 м), так как подавляющая часть кормовых перелетов птиц совершается на малых высотах – менее 100 м.
Таким образом, в существующей ситуации, характеризующейся низкой интенсивностью воздушного движения и неконтролируемым использованием птицами действующего полигона твердых отходов, закрытие последнего, расположенного на расстоянии 6 км от КТА, и введение в действие нового подобного объекта на расстоянии 13,5 км от КТА не только не усложнит орнитологическую обстановку в зоне аэродрома, но и будет способствовать ее упрощению, т.е. снижению вероятности столкновений воздушных судов с птицами при условии принятия дополнительных мер, направленных на управление поведением и численностью птиц как на будущем полигоне, так и самом аэродроме. Проведение мероприятий защиты от птиц на полигоне и аэродроме приобретет еще большее значение в случае увеличения интенсивности полетов воздушных судов в зоне аэродрома.
Анализ нормативной базы свидетельствует о наличии соответствующих положений в документации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – "Руководство по аэропортовым службам. Часть 3. Создаваемая птицами опасность и методы ее снижения" Doc № 9137-AN/898 (п.7.9.) и "Приложение 14. Аэродромы" (п. 9.5.3.), допускающих размещение подобных объектов в зоне аэродрома после проведения соответствующего исследования, указывающего на отсутствие вероятности возникновения столкновений с птицами.
В соответствии с вышеизложенным необходимо считать возможным размещение комплекса приемки, хранения, переработки и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов в 13,5 км от КТА Нягань около Пидемской автодороги в 80-ом и 100-ом кварталах Няганьского лесничества при условии выполнения следующих рекомендаций.
1. Рекомендации коммунального направления.
1.1. Провести подготовку проекта полигона твердых отходов (комплекса…) в
соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», при этом планировать захоронение отходов методами «сталкивания» и «надвиг», сокращая до минимума площадь рабочей карты.
1.2. Разработать режим эксплуатации полигона с учетом необходимости предотвращения (сокращения) прямого контакта птиц с пищевыми отходами, предусмотрев внедрение какой-либо комбинации из приведенных ниже способов:
а) раздельное накопление промышленных (как правило не привлекающих птиц) и бытовых отходов, а также быстрое изолирование слоем грунта (в зимний период – слоем снега) привозимых на полигон бытовых отходов или их подвоз в темное время суток;
б) устройство с помощью специальных опор купола из рыболовной дели с синтетической нитью (сторона ячеи не более 10 см) над поверхностью нескольких рабочих карт и разгрузочных площадок, используемых последовательно для накопления и захоронения отходов;
в) проведение на полигоне систематического отпугивания птиц биоакустическим методом с использованием соответствующего оборудования (описание прилагается) смонтированного на одном из тракторов (бульдозеров), занятых захоронением бытовых отходов, с параллельным (разово 1-2 часа в неделю) применением выстрелов из охотничьих ружей для подкрепления отпугивающего действия сигналов «бедствия» и «тревоги», транслируемых спец.оборудованием;
г) размещение на территории участков текущего подвоза бытовых отходов на шестах (высота около 2.5-3 м) 10-12-ти специальных надувных цветных шаров с рисунком глаз хищника, имеющих эффект подвижности зрачков, оказывающий на птиц отпугивающее воздействие (данное средство известно за рубежом под названием "глаза террора");
д) установка на полигоне постоянно действующей каркасной ловушки "скандинавского" типа для чаек (описание прилагается) и их отлов.
1.3. Предотвратить при эксплуатации полигона доступа птиц к содержанию биотермической ямы, если таковая будет предусмотрена проектом.
1.4. В условиях действующего полигона у автодороги «Нягань-Талинка» в целях защиты от присутствия птиц принять меры в соответствии с п. 1.2. для снижения привлекательности данного объекта.
2. Рекомендации авиационного направления.
2.1. В аэропорту Нягань в обязательном порядке проводить учет всех случаев столкновений воздушных судов с птицами, не зависимо от наличия повреждений и последствий для полета.
2.2. Поддерживать на достаточном уровне обеспечение аэродрома средствами борьбы с птицами, а при увеличении интенсивности полетов – расширить состав специализированных отпугивающих средств.
2.3. В птицеопасные периоды года оперативное орнитологическое обеспечение дополнить патрулированием летного поля (с удалением птиц) по команде диспетчера УВД непосредственно перед каждым(ой) взлетом-посадкой воздушного судна.
2.4. Разработать инструкцию по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на аэродроме Нягань.
2.5. Ввести в практику орнитологического обеспечения заполнение персоналом, участвующим в нем, специального журнала с фиксацией дат, времени и результативности сеансов отпугивания птиц, характера поведения, видового состава и численности наблюдаемых на аэродроме птиц, а также информации о столкновениях воздушных судов с птицами и расходовании средств отпугивания.
С.К. Рыжов, ОГАО в составе ЦЭБ ГосНИИ ГА, 2002 г.
|