С наступлением осени караваны птиц потянулись к югу, подальше от холодов и бескормицы. Миграционные перелеты достигнут максимума в октябре, а закончатся в начале декабря. Немало опасностей подстерегает птиц на долгом пути: горные хребты, моря и пустыни, непогода, болезни, охотники. Но и сами птицы представляют большую угрозу полетам воздушных судов.
Осенью вероятность столкновения самолетов с птицами резко возрастает. Причин несколько. После размножения численность пернатых возрастает в несколько раз. Появляется большое число молодых птиц, не имеющих навыков поведения в ситуациях сближения с самолетом. Большинство мигрирующих птиц совершают полеты стаями, состоящими порой из сотен и даже тысяч особей. К тому же миграции идут круглые сутки.
В связи с этим на аэродромах в осенний период необходимо активизировать работы по предотвращению столкновений с птицами. В первую очередь следует участить орнитологические визуальные и радиолокационные наблюдения, проводимые диспетчерами УВД. Но нужно стремиться к тому, чтобы любой работник аэропорта независимо от его служебной принадлежности, заметив скопление птиц, немедленно извещал руководство.
Особенно опасны перелеты птиц на больших высотах (более 1км) в связи со значительной силой соударения. Их можно обнаружить только с помощью аэродромных радиолокаторов. Практика знает немало примеров, когда диспетчеры УВД, заметив эхо-сигналы от птиц на пути самолета, своевременно предупреждали экипаж, и тот успевал совершить необходимый маневр.
Но обнаружить всех птиц невозможно. Поэтому важно, чтобы и они могли своевременно увидеть самолет. Особенно осенью, когда дожди, туманы, низкая и сплошная облачность значительно ухудшают видимость. С этой целью во время взлета и посадки самолетов рекомендуется включать посадочные фары. Данный метод широко применяется за рубежом. Имеются убедительные доказательства того, что в результате его использования количество столкновений с птицами сокращается в несколько раз. Но нужно иметь в виду, что в ясный солнечный день включать фары не имеет никакого смысла.
Конечно же, осенью повышенная концентрация птиц отмечается не только в воздухе, но и на аэродромах. Обширное лётное поле, редко посещаемое людьми, предоставляет мигрантам хорошие условия для массового отдыха. Чтобы предотвратить постоянное скопление птиц на аэродромах засыпают имеющиеся водоёмы, вырубают деревья, и кустарниковые заросли, ликвидируют свалки, устанавливают различные отпугивающие предметы и т.д. Применять меры экологического воздействия на мигрирующих птиц надо исходя из конкретной обстановки.
Поскольку любой аэродром нельзя сделать совершенно непригодным для обитания птиц, часть их все равно будет прилетать сюда. Возможны даже кратковременные скопления птиц на летном поле. Вот с ними должна вестись настоящая борьба, но не путем истребления, а методами отпугивания.
Известно много различных способов активного воздействия на птиц, но наиболее широкое применение получили три: воспроизведение через динамики записанных на магнитной ленте тревожных криков птиц (сейчас в нашей стране усиленно ведутся работы по созданию соответствующих технических средств), стрельба из ружей холостыми патронами и стрельба из ракетниц. Все они в принципе достаточно просты, но их эффективность зависит от хорошего знания экологии птиц и фактической орнитологической обстановки на аэродроме. Детальные сведения о методах и средствах борьбы с птицами на аэродромах содержаться в недавно выпущенной издательством «Транспорт» книге «Орнитологическое обеспечение безопасности полётов» авторов А.И. Рогачева, А.М. Лебедева.
Из сказанного выше следует, что для успешного снижения создаваемой птицами опасности в осенний период, как, впрочем, и в остальные времена года, на каждом аэродроме необходимо систематически и грамотно осуществлять целый комплекс мер, основываясь на местных особенностях орнитологической обстановки. Ясно, что выполнить это можно только совместными усилиями различных служб аэропорта и с помощью квалифицированных специалистов -орнитологов. Однако в авиапредприятиях в настоящее время уделяется недостаточно внимания вопросам орнитологического обеспечения полетов. Многие службы относятся формально к выполнению возложенных на них обязанностей, работа их не координируется и не контролируется, в действиях нет планомерности, продуманности, инициативы и настойчивости, а также увязки с работой остальных служб.
По-прежнему неудовлетворительно учитываются и анализируются случаи столкновения с птицами. Часто отсутствуют деловые контакты с местными орнитологами или они не направлены на достижение весомых результатов. В аэропортах, где были введены должности инженеров-орнитологов, не приняты меры по наделению этих работников необходимыми полномочиями, обеспечению их транспортом, спецодеждой, средствами борьбы с птицами. Многие запросы этих работников не удовлетворены потому, что в аппарате Министерства ГА до сих пор не определены подразделения и должностные лица, отвечающие в целом за орнитологическое обеспечение полетов и решение вопросов, не относящихся к конкретному управлению.
Перечисленные выше недостатки следует безотлагательно устранить, так как угроза полетам со стороны птиц непрерывно возрастает. Главным условием скорейшего решения рассматриваемой проблемы служит проявление к ней серьезного отношения у авиаработников всех звеньев: от Министерства до аэропорта.
А.И. Рогачёв, ОГАО в составе ГосНИИ ГА, газ. "Воздушный транспорт", г. Москва, октябрь 1984 г.
|