Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО



Атака на самолёт

english

Много лет существует проблема предотвращения столкновений воздушных судов с птицами, эволюционируя, видоизменяясь вместе с самой авиацией. Без сомнения, наиболее показательной стороной современного состояния проблемы являются результаты статистического анализа, о которых и пойдет речь в дальнейшем.

Одним из главных статистических показателей был и остается годовой уровень столкновений. По данным (Отраслевой) группы авиационной орнитологии ГосНИИ гражданской авиации (а тематика существует в институте около 30 лет), своеобразный пик был зарегистрирован в 1987 году для СССР – 393 случая столкновений гражданских воздушных судов с птицами.

Сведения о столкновениях начинают анализироваться отдельно для России с 1988 года, с которым совпадает и максимальная отметка – 198 случаев. Динамика уровня столкновений испытывает снижение вплоть до 1994 года, а в последующие годы – колебания в достаточно устойчивых рамках: от 43 до 68 регистрируемых столкновений в год. В основе этих явлений лежат изменения интенсивности воздушного движения в стране, но не только это.

С введением в действие Положения о расследовании авиационных происшествий и инцидентов (ПРАПИ-88) наблюдается сокращение регистрации случаев столкновений, не приведших к повреждениям каких-либо частей воздушного судна или последствиям для полета. Устанавливая правила расследования инцидентов и авиационных происшествий, а также предоставления отчетности по ним, ПРАПИ-88 в то же время практически освободило авиапредприятия от необходимости регистрировать случаи столкновений с птицами, не проходящие по классификации как инциденты и авиационные происшествия.

Новые Правила образца 1998 года имеют лишь то отличие, что теперь инциденты с участием птиц должны расследоваться в обязательном порядке.

Требование о регистрации столкновений воздушных судов с птицами, не приведших к ощутимым последствиям, содержится в п. 4.8.3 Руководства по орнитологическому обеспечению безопасности полетов (РООП ГА-89), но это требование, как и многие другие, в подавляющем большинстве случаев не соблюдается в авиапредприятиях. В связи с этим, несмотря на действительное сокращение объема столкновений, начиная с 1988 года, значительная их часть не регистрируется, искажая общую картину, маскируя остроту проблемы, затрудняя анализ.

И все-таки, по данным многолетнего анализа можно выявить определенные закономерности, характеризующие угрозу, исходящую от птиц. Так, более 70% всех столкновений происходит днем, а наиболее опасными являются высоты до 100 метров, на которые приходится от 52 до 80% всех столкновений. При этом 47-57% столкновений имеет место на этапах снижения и посадки, а 30-47% на этапах взлета и набора высоты.

Традиционно на большей части территории нашей страны наивысшую опасность для полетов птицы создают летом, в это время увеличивается численность популяций всех видов вследствие размножения, а в воздухе появляется большое количество слетков, имеющих малый индивидуальный жизненный опыт. Годовой пик уровня столкновений приходится на август (до 19% от общего количества), менее опасен из летних месяцев июнь (до 12%).

Послегнездовые кочевки и миграции птиц к местам зимовок, начинающиеся в августе, продолжаются и в первой половине осени. Вероятность столкновений в этот период тоже высока: в сентябре происходит до 13% столкновений года. Аналогичный по величине показатель, но обусловленный уже весенней миграцией, имеет май. Из птиц по частоте столкновений лидирующее положение занимают представители семейства чайковых – 35% от общего объема. Далее следует группа разнообразных мелких воробьиных птиц и стрижей – 17%. Голуби принимают участие в 16% столкновений с воздушными судами, на доли дневных хищных птиц и водоплавающих приходится по 10%, а на долю врановых -7%. Чаще всего в конфликтные отношения с самолетами вступают птицы, ведущие стайный образ жизни и обладающие высокой плотностью населения. Причем в одном столкновении могут участвовать сотни птиц, но лишь в четверти случаев соударение происходит с 2 особями и более.

Разные части воздушного судна несут различную нагрузку соударений. Птицы попадают в двигатели в более 40% случаев, в части крыла – примерно в 25%, в обтекатель радиолокатора – в 8%, в фары и остекление – в 6 и 4% случаев соответственно. Уровень повреждений при этом среди регистрируемых столкновений доходит до 70% от общего количества попаданий.

Всего же за период с 1988 по 1999 год птицами повреждено 249 авиадвигателей, 77 из них были сняты досрочно, в 53 случаях попаданий отмечен отказ двигателя. В связи с опасностью, создаваемой птицами, отечественные самолеты и вертолеты совершили 15 прерванных взлетов и 66 вынужденных посадок. В отдельных случаях встречи с птицами в воздухе приводили к авариям. Так, самолет Ан-12 б.н. 11375 20 августа 1993 года на взлете на аэродроме Славгород-Северный столкнулся с большой стаей врановых. Столкновение привело к отказу двух двигателей. Во время совершения вынужденной посадки за пределами аэродрома на самолете начался пожар. В результате столкновения самолет оказался полностью уничтоженным, а четыре члена экипажа получили серьезные телесные повреждения.

Одно из подобных происшествий случилось с вертолетом Ми-2 б.н. 23518, который 25 июля 1995 года близ местечка Усть-Тарей (Красноярский край) столкнулся с птицей на высоте 30 метров. Соударение привело к повреждению несущего винта. На вынужденной посадке произошло разрушение хвостовой балки, и вертолет утонул в реке.


С.К. Рыжов, ОГАО в составе ГЦБП ВТ, газ. «Воздушный транспорт», № 22 май 2001 г., г. Москва

 




 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(926)510-22-52, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2024 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.