В период с 1999 по 2014 гг. на аэродроме Ростова-на-Дону отмечены 320 столкновений воздушных судов с птицами. Видовой состав птиц и общее число столкновений за весь период было следующим: грач (49 случаев), деревенская ласточка (36), обыкновенная пустельга (35), ушастая сова (21), чёрный стриж (21), серая куропатка (17), сизый голубь (17), озёрная чайка (9), домовый сыч (9), хохотунья (8), сизая чайка (8), обыкновенная каменка (7), чеглок (5), серая ворона (5), сорока (5), кобчик (4), перепел (4), коноплянка (4), полевой воробей (4), чёрный коршун (3), болотная сова (3), золотистая щурка (3), воронок (3), обыкновенный скворец (3), галка (3), черноголовый щегол (3), обыкновенная овсянка (3), козодой (2), большая поганка (1), серая цапля (1), белолобый гусь (1), луток (1), перепелятник (1), зимняк (1), курганник (1), степная пустельга (1), авдотка (1), черныш (1), бекас (1), вяхирь (1), кольчатая горлица (1), кукушка (1), сирийский дятел (1), жёлтая трясогузка (1), рябинник (1), певчий дрозд (1), обыкновенная зеленушка (1).
В 8 случаях о столкновении свидетельствовали только пятна крови, поэтому вид птиц определить не представлялось возможным, в 2 случаях установлена только группа птиц.
Подавляющее большинство случаев столкновений (303) произошло в пределах взлётно-посадочной полосы. На подходе к аэродрому и глиссаде посадки отмечены 17 случаев, как в светлое время суток, так и ночью. Вид или группу птиц и высоту этих столкновений удалось установить по свидетельству членов экипажей и остаткам самих птиц, обнаруженных на элементах конструкции самолётов: серая цапля – h~800 м (день), цапля sp. – h~500 м (ночь), белолобый гусь –h~280 м (ночь), луток – h~250 м (ночь), курганник – h~400 м (день), перепелятник – h~1000 м (день), сизая чайка – h~150 м (вечер), чайка sp. – h~350 м (вечер), болотная сова – h~800 м (ночь), чёрный стриж – h~30 м (ночь), деревенская ласточка – h~100 м (вечер), грач – h~30 м (день), грач – h~20 м (вечер).
Практически всегда столкновения происходили с каким-то одним видом птиц. Только в одном случае отмечено одновременное попадание 3 особей полевого воробья и одной особи деревенской ласточки, что, по-видимому, можно рассматривать как случайность.
Стайность – один из факторов, повышающих вероятность столкновения при нахождении птиц на траектории движения воздушного судна и получения самолётом более существенных или множественных повреждений. Максимальное число особей из стаи или группы птиц, одновременно столкнувшихся с воздушным судном, отмечено у черноголового щегла – 81, сизого голубя – 52, воронка – 26, полевого воробья – 17, коноплянки – 13, серой куропатки – 11, озёрной чайки – 7, грача – 5, галки – 4, белолобого гуся – 3, деревенской ласточки – 3, обыкновенной овсянки – 3, лутка – 2, обыкновенной пустельги – 2, сизой чайки – 2, чёрного стрижа – 2.
Сезонная динамика числа столкновений такова: январь – 10 случаев, февраль – 11, март – 12, апрель – 17, май – 26, июнь – 61, июль – 50, август – 64, сентябрь – 23, октябрь – 22, ноябрь – 18, декабрь – 6.
На основании имеющихся данных, наибольшую опасность для воздушных судов на Ростовском аэродроме в течение всех сезонов представляют сизый голубь, серая куропатка, все виды чаек, дневных хищников и сов, а также молодняк грачей в период с мая по июль.
Организация орнитологического обеспечения полётов в аэропорту направлена, в первую очередь, на сокращение частоты залётов на территорию аэродрома, времени пребывания и численности указанных видов птиц; на недопущение образования крупных скоплений; на контролируемое распределение по различным участкам лётного поля и создание общей дискомфортной среды на территории аэродрома.
Забашта А.В., аэропорт Ростова-на-Дону, Тезисы XIV Международной орнитологической конференции
Северной Евразии, 2015 г, г. Алматы
|