Отпугивание птиц. Защита от птиц
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
Aviation Ornithology Group
ОТРАСЛЕВАЯ ГРУППА АВИАЦИОННОЙ ОРНИТОЛОГИИ
ОГАО



Авиационные правила. Часть 33
Нормы летной годности двигателей воздушных судов

english

Раздел Е - Авиационные газотурбинные двигатели. Проектирование и конструкция

33.76. Попадание птиц

(а) Общие положения. Соответствие требованиям пп. (b) и (с) данного параграфа должно быть продемонстрировано с учетом следующих требований:

(1) Все испытания при попадании птиц должны проводиться на двигателе, работающем на установившемся режиме, когда взлетная мощность или тяга составляет не менее 100% при таких внешних условиях, которые будут наблюдаться в день испытаний перед забросом птицы в двигатель. Кроме того, при демонстрации соответствия необходимо учитывать влияние условий эксплуатации двигателя при взлете на уровне моря в наиболее жаркий день, когда наиболее критический двигатель достигает максимальной установленной взлетной тяги или мощности.

(2) Входная площадь двигателя, используемая в данном параграфе для определения количества и массы птиц, должна быть установлена Заявителем и определена как ограничение в документации по установке и эксплуатации двигателя или в разделе Руководства по эксплуатации согласно параграфу 33.5.

(3) Должны быть оценены последствия удара в переднюю часть двигателя одной крупной птицы и одной наибольшей птицы среднего размера, которые могут попасть во вход. Должно быть продемонстрировано, что соответствующие компоненты под воздействием удара в условиях, изложенных в пп. (b) или (с) данного параграфа, не будут отрицательно влиять на двигатель в такой степени, что он не сможет соответствовать требованиям пп, (b)(3) и (с)(6).

(4) Для двигателя, имеющего защитное устройство на входе, соответствие требованиям данного параграфа должно быть установлено при функционировании этого устройства. Одобрение двигателя должно быть подтверждено демонстрацией того, что соответствие этим требованиям достигнуто при функционировании защитного устройства.

(5) При проведении испытаний на попадание птиц согласно пп. (b) и (с) данного параграфа птицы могут быть заменены приемлемыми для Компетентного органа посторонними предметами.

(6) Если соответствие требованиям данного параграфа не установлено, то в документации по сертификации типа двигателя должно быть отражено, что двигатель имеет некоторые ограничения по установке на ВС, при которых должно быть показано, что птица не может ударить двигатель, попасть вовнутрь двигателя или препятствовать прохождению воздушного потока в двигатель.

(b) Крупные птицы. Соответствие требованиям данного пункта должно быть продемонстрировано следующим образом:

(1) Испытания при попадании крупной птицы должны проводиться с одной птицей, масса которой определяется исходя из табл. 1, направленной в наиболее критическое сечение рабочих лопаток I ступени ротора вентилятора или компрессора, при скорости забрасывания птицы 100 м/с для двигателей, устанавливаемых на самолеты, или при максимальной скорости полета, характерной для нормального полета, для двигателей, устанавливаемых на вертолетах.

(2) Не допускается перемещение РУД в течение 15 с после попадания крупной птицы.

(3) Попадание одной крупной птицы в условиях испытаний, предписанных данным параграфом, не должно вызывать на двигателе:

(i) возникновения нелокализованного пожара;

(ii) пробивания корпуса двигателя опасными фрагментами;

(iii) создания нагрузок больших, чем предельные нагрузки, указанные в 33.23(а); или

(iV) потерю способности выключения двигателя.

(4) Соответствие требованиям к испытаниям на попадание крупной птицы может быть установлено путем демонстрации, что требования к удержанию лопаток и дисбалансу ротора, изложенные в 33.94(а), представляют собой более жесткую демонстрацию, чем требования данного параграфа.

(с) Мелкие и средние птицы. Соответствие требованиям данного пункта должно быть продемонстрировано следующим образом:

(1) Анализ или испытания компонентов, или то и другое, приемлемые для Компетентного органа, должны быть проведены для определения критических параметров попадания мелких и средних птиц, влияющих на потерю мощности и образование повреждения. При выборе критических параметров необходимо учитывать, в частности, влияние критической скорости забрасывания птицы, критической зоны для прицеливания и частоты вращения I ступени ротора. Критическая скорость забрасывания птицы должна отражать наиболее критическое условие в диапазоне скоростей полета, используемых при нормальном полете вплоть до высоты 450 м над уровнем моря, но не менее, чем минимальная скорость принятия решения V₁ для самолетов.

(2) Испытания на попадание средних птиц следует проводить так, чтобы имитировалось столкновение со стаей птиц, масса и количество которых указаны в табл. 2. Когда в табл. 2 указана только одна птица, то она должна быть нацелена на вход в газогенератор двигателя. Другие критические зоны по площади поперечного сечения на входе в двигатель должны рассматриваться при необходимости с помощью соответствующих испытаний или анализа, или того и другого. Когда в табл. 2 указаны две или более птиц, то птица наибольшей массы должна быть нацелена на вход в газогенератор двигателя, а вторая птица — в наиболее критическую зону на рабочих лопатках I ступени ротора. Остальные птицы должны быть равномерно распределены по площади поперечного сечения на входе в двигатель.

(3) Кроме того, за исключением вертолетных двигателей, должно быть подтверждено соответствующими испытаниями или анализом, или тем и другим, что, когда весь вентиляторный узел подвергается воздействию птиц, масса и количество которых указаны в табл. 3, нацеленных на наиболее критическую зону вентиляторного узла снаружи основного канала газогенератора, то двигатель может соответствовать критериям приемки, изложенным в данном пункте, согласно соответствующим условиям, изложенным в данном пункте.

(4) Испытания по попаданию мелких птиц не требуются, если предписанное количество средних птиц проходит через рабочие лопатки ротора двигателя при испытаниях на попадание средних птиц.

(5) Испытания на попадание мелких птиц следует проводить так, чтобы имитировалось столкновение со стаей из 16 птиц максимум, исходя из расчета, что одна птица массой 85 г. приходится на каждые 0,032 м2 площади входа или часть его. Птицы должны быть нацелены так, чтобы они попадали во все подвергаемые воздействию критические зоны на рабочих лопатках вентилятора или I ступени ротора компрессора, а остальные птицы равномерно распределялись по площади поперечного сечения на входе в двигатель.

(6) Попадание мелких и средних птиц в условиях испытаний, предписанных в данном пункте, не должно привести к:

(i) потере поддерживаемой тяги или мощности более чем на 25%;

(ii) выключению двигателя в течение требуемой демонстрации, предписанной в 33.76(с)(7) или (с)(8);

(iii) последствиям, указанным в 33.76(Ь)(3);

(iV) недопустимому ухудшению характеристик управления двигателем.

(7) За исключением вертолетных двигателей, должна использоваться следующая программа испытаний:

(i) имитация столкновения со стаей птиц, длящаяся приблизительно 1 с с момента попадания первой птицы до последней;

(ii) работа двигателя после попадания птиц без какого-либо перемещения РУД в течение 2 мин;

(iii) работа двигателя на 75% условий испытаний по 33.76(а)( 1) в течение 3 мин;

(iV) работа двигателя на 60% условий испытаний по 33.76(а)(1) в течение 6 мин;

(V) работа двигателя на 40% условий испытаний по 33.76(а)(1) в течение 6 мин;

(Vi) работа двигателя на ПМГ в течение 1 мин на режиме малого газа при заходе на посадку;

(Vii) работа двигателя в течение 2 мин при 75% условий испытаний по 33.76(а)(1);

(Viii) устойчивая работа на режиме земного малого газа и выключение двигателя.

Указанная продолжительность — это наработка при определенных условиях с перемещением РУД между каждым из условий менее чем за 10 с.

(8) Для вертолетных двигателей должна использоваться следующая программа испытаний:

(i) имитация столкновения со стаей, длящаяся приблизительно 1 с с момента попадания первой птицы до последней;

(ii) работа двигателя на 75% условий испытаний по 33.76(а)(1) в течение 3 мин;

(iii) работа двигателя на режиме ПМГ в течение 90 с при снижении;

(iV) работа двигателя на 75% условий испытаний по 33.76(а)(1) в течение 30 с;

(V) устойчивая работа на режиме земного малого газа и выключение двигателя.

Указанная продолжительность - это отработка при определенных условиях с изменением мощности между каждым из условий менее чем за 10 с.

(9) Не требуется соответствие требованиям к попаданию средних птиц для двигателей, предназначенных для многодвигательного вертолета, если это указано в соответствующей документации по сертификации типа.

(10) Если какие-либо эксплуатационные ограничения двигателя превышены в течение первых 2 мин без перемещения РУД согласно требованиям п. 33.76(с)(7)(п), то должно быть установлено, что превышение ограничений не приводит к небезопасным условиям.



 





 

Отраслевая группа авиационной орнитологии – ОГАО, +7(985)115-40-06, birdstrike@mail.ru

© ОГАО, 2000-2017 - все права защищены. В состав сайта включена уникальная информация из архива ОГАО,
при использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.