Территории городов неоднородны по своему составу и включают различные структурные
и функциональные элементы. В них выделяются жилые районы с различным характером
застройки, территории предприятий с сопутствующими им пустырями, районы городских
лесонасаждений с различным рекреационным потенциалом и действующей нагрузкой.
Практически все пространство городов используют и птицы, населяя их (за счет
синантропных видов) с плотностью в несколько раз выше многих естественных и менее
трансформированных человеком ландшафтов.
Аэродромы можно считать характерными элементами урбанизированной среды во многих
крупных и средних городах. На юге России практически в каждом областном, краевом,
республиканском центре имеются аэропорты гражданской авиации, военного или иного
назначения. Несмотря на различную ведомственную принадлежность, все аэродромы
имеют характерные черты, обусловленные особенностями работы их как предприятий. В
первую очередь, это достаточно большие (для городской территории) открытые площади
(100-300 га) с грунтовыми покрытиями, на которых во многом сохранилась естественная
растительность с соответствующим ей комплексом беспозвоночных и позвоночных
животных. Около 20-30% от общей площади летного поля занимают искусственные
покрытия, которые рассредоточены и разделены грунтовыми участками. Территории
аэродромов с их луго-степной растительностью наряду с древесно-кустарниковыми
насаждениями насыщают урбанизированные ландшафты элементами естественных
биотопов. Но, если лесонасаждения находятся под постоянной рекреационной нагрузкой,
то на открытые местообитания летных полей доступ и нахождение людей сильно
ограничены. Прямого рекреационного значения для населения города они вообще не
имеют, а при относительно низкой интенсивности полетов и промышленная нагрузка на
грунтовые покрытия аэродромов в современных условиях незначительна. Поэтому на
аэродромах сохраняется щадящий для многих живых организмов режим эксплуатации
территории человеком. И это способствует тому, что деятельность людей в аэропортах
идет параллельно с естественными процессами функционирования находящихся на их
территории биоценозов.
Хищные птицы в экосистемах занимают вершины экологических пирамид, и присутствие
в луго-степных биотопах летного поля специализированных представителей этой группы
свидетельствуют о полноценности динамических процессов на рассматриваемой
территории. С другой стороны – окруженные ландшафтами со значительной степенью
антропогенной трансформации и урбанизированной средой территории аэродромов с их
устойчивым закрытым режимом посещаемости и низкой эксплуатационной нагрузкой
формируют буферное пространство для внедрения в города многих видов птиц,
способствуют выработке толерантности к техногенным факторам и деятельности
человека. В этом отношении особенно высоко значение аэропортов для хищных птиц,
относительно немногочисленных в естественных ландшафтах и избегающих
урбанизированных территорий.
Наблюдения за дневными хищными птицами проводились непрерывно и во все сезоны
года с 1999 по 2006 гг. на аэродроме гражданской авиации, расположенного на восточной
окраине г. Ростов-на-Дону. Использовались также опросные сведения по другим
аэродромам: военного, расположенного на северо-западной окраине города и
вертолетного завода, находящегося практически в центре города.
Обыкновенный осоед – Pernis apivorus. Во время весенней миграции (май) регулярно
задерживаются одиночки и пары этих птиц. В некоторые дни их численность на
аэродроме может достигать 10 особей. Все осоеды охотятся в травостое, который к этому
времени полностью их скрывает и, возможно, что число останавливающихся хищников
несколько больше. На взлетно-посадочной полосе (ВПП) не встречается. Во время
осенней миграции (конец августа – начало сентября) осоеды обычные, а в некоторые дни
многочисленные птицы в воздушном пространстве аэродрома. Но на летном поле
хищники не задерживаются и пролетают транзитом.
Черный коршун – Milvus migrans. Ежегодно встречается на аэродроме в период март-
сентябрь, но численность его низкая. Обычно на летном поле держатся одиночные птицы,
реже пары. В 2005 г. коршуны встречались чаще – практически ежедневно на аэродроме
охотились 1-2 особи. Очевидно, это связано с гнездованием пары этих птиц в
лесонасаждениях Ростовского лесхоза, т.к. в начале июля вместе с взрослыми на
аэродроме держались 3 молодых птицы. Кроме летного поля коршуны охотились и на
прилегающих к нему биотопах (водоемы, садовые участки, склоны балок и др.).
В период конец мая – начало июля, когда численность сусликов резко повышается после
выхода молодняка, коршуны, в основном, охотились на летном поле, иногда делая
попытки использовать результаты деятельности людей для облегчения собственной
охоты. При плановом ремонте покрытия ВПП в бетонных плитах были пропилены швы
расширения глубиной 20 см и шириной 5 см. Длина каждого из таких швов ~ 50 м
(соответствует ширине ВПП). До тех пор, пока они не были загерметизированы,
расселяющийся молодняк сусликов использовал эти узкие и длинные желоба как укрытия
и безопасные дорожки для перемещения через ВПП, имеющую открытую поверхность, с
одной стороны на другую. В некоторых швах в это время можно было насчитывать до 8
зверьков. Перемещения сусликов в швах заметили коршуны, которые пытались,
передвигаясь пешком вдоль шва, поймать на его дне зверьков, но безуспешно. Хищник
старался просунуть лапу в шов, но зверьки тут же убегали, и птице нужно было следовать
за ними. По-видимому, такое поведение коршунов привело к столкновению одной птицы
с самолетом, т.к. в другие периоды хищники придерживаются грунтовой части летного
поля и на ВПП не встречаются.
Полевой лунь – Circus cyaneus. Ежегодно одиночные особи и пары охотятся на
аэродроме в осенне-зимний период и во время весенней миграции (март). В годы с
высокой численностью мышевидных грызунов встречи этих птиц становятся
регулярными.
Степной лунь – C. macrourus. Ежегодно 1-2 птицы охотятся на летном поле аэродрома во
время весенней миграции (конец марта – начало апреля).
Луговой лунь - C. pygargus. Ежегодно одиночные особи залетают на аэродром в апреле-
августе.
Болотный лунь - C. aeruginosus. Ежегодно одиночные особи залетают на аэродром в
периоды весенней и осенней миграции. В летнее время (особенно, июль-август) болотные
луни (1-3 ос.) почти ежедневно охотятся на грунтовых участках летного поля.
Тетеревятник – Accipiter gentilis. В 1999-2003 гг. одиночки и пары этих птиц регулярно
встречались в октябре-марте. Птицы охотились на врановых (сорок, соек, изредка грачей),
сизых голубей, мелких воробьиных птиц, а также на серых куропаток, достигающих
высокой численности на аэродроме (30-70 ос.). В 2004-05 гг. тетеревятники на аэродроме
встречались единично, а в осенне-зимний период 2005-06 гг. не отмечены вовсе.
Перепелятник – A. nisus. Одиночные особи и пары птиц встречаются на аэродроме
круглый год. Во время пролета (март, октябрь) на летном поле могут задерживаться 3-6
особей. Хищники охотятся на мелких воробьиных птиц, изредка на сизых голубей, а
весной отмечены неоднократные (но безуспешные) попытки нападений на сусликов.
Европейский тювик – A. brevipes. Одиночные особи мелких ястребов, визуально
определенных как тювики, ежегодно встречаются на аэродроме во время миграций:
весной – конец апреля – начало мая; осенью – конец августа – сентябрь.
Зимняк – Buteo lagopus. Осенью и зимой одиночные птицы (иногда пары) изредка
залетают на аэродром, но долго на нем не задерживаются. В годы высокой численности
мышевидных грызунов (например, осенне-зимний период 2004-05 гг.) эти хищники чаще
используют летное поле для охоты и могут держаться на нем несколько дней. Весной
после активизации сусликов зимняки постоянно присутствуют на аэродроме, а во время
пролета этих хищников численность зимняков может достигать 10-12 особей. Хорошие
условия кормежки приводят к тому, что в некоторые годы (2003) зимняки задерживаются
на летном поле до 10 апреля. Большинство хищников рассредоточено распределены по
территории аэродрома. Охотятся они на участках с грунтовыми покрытиями и на ВПП
практически не встречаются.
Обыкновенный канюк – B. buteo. Во время пролета (апрель) наиболее многочисленный
из всех хищников вид. На аэродроме задерживается 1-10 особей. Птицы охотятся на
мышевидных грызунов и сусликов. Осенью массовая миграция канюков идет во второй
половине сентября – начале октября. В это время охотящиеся птицы встречаются в
меньшем количестве – обычно 1-4 особи. Но в некоторые дни интенсивного пролета и
массового оседания птиц на ночевку на летном поле в утренние часы может
насчитываться до 25 канюков, которые рассредоточиваются на грунтовых участках
аэродрома агрегациями по 5-10 особей. В первой половине дня все птицы из таких
скоплений стартуют и улетают.
Курганник – B. rufinus. Почти ежегодно одиночные особи отмечаются на летном поле в
период апрель-июль. Но в 2000 г. одна особь (в отдельные дни – пара) держалась на
летном поле аэродрома постоянно в течение апреля-мая, но, по-видимому, это были не
гнездящиеся особи. Задержке их на аэродроме способствовала высокая численность
малых сусликов, за которыми хищник и охотился, иногда проявляя антагонистическое
поведение по отношению к другим хищникам, встречающимся и охотящимся на
аэродроме (орел-карлик, канюк), которых курганник пытался прогонять с территории
летного поля и отбирать у них добычу (Забашта, 2003).
Орел-карлик – Hieraaetus pennatus. Во время весенней миграции (апрель) регулярно
встречается на летном поле, где охотится на сусликов. Численность орлов в этот период 1-
5 особей. В 2003-04 гг. 1-2 особи встречались на аэродроме в мае-июле. Птицы охотились
преимущественно на сусликов, изредка на мелких воробьиных птиц. Прилеты орлов на
аэродром регистрировались на протяжении всего светлого времени суток, но ежедневно.
Это дает основание предположить гнездование пары птиц в лесонасаждениях
Ростовского лесхоза, крупные участки которых расположены на восточной окраине
города. Поскольку основными объектом питания хищников служит малый суслик, то
изолированные поселения этих грызунов на других аэродромах г. Ростов-на-Дону
(военного и вертолетного завода) очевидно, также эксплуатировались птицами в дни,
когда они отсутствовали на аэродроме, где проводились наблюдения. Общая площадь
трех Ростовских аэродромов, на которых обитают суслики и которые можно
рассматривать как потенциальные охотничьи территории для орлов-карликов составляет ~
6-7 км2, что в целом, соответствует площади гнездовых участков птиц, населяющих
естественные биотопы (Белик, 1996).
Во время осенней миграции (конец августа – начало сентября) одиночные птицы
встречаются на летном поле, но большинство мигрирующих орлов пролетают над
аэродромом транзитом.
Малый подорлик – Aquila pomarina. Одиночный хищник отмечен в июле 2004 г. на
летном поле. Птица охотилась на сусликов.
Орел-могильник – A. heliaca. Одиночный хищник, охотившийся на сусликов, встречался
на летном поле в апреле 2000 г. и в конце марта 2002 г.
Орлан-белохвост – Halliaeetus albicilla. Одиночные особи орланов отмечаются на летном
поле на протяжении круглого года, чему очевидно, способствует гнездование пары этих
хищников на о. Зеленый в пойме Дона (в 5 км от аэродрома) и увеличение численности
орланов на зимовке на побережье Таганрогского залива Азовского моря.
Сапсан - Falco peregrinus. Одиночный хищник отмечен 12.01.06 г. на летном поле
аэродрома, где делал попытки нападать на перелетающих грачей. Пара сапсанов
держалась 20.03.06 г., одна особь при этом ощипывала добытого сизого голубя. 23.03.06 г.
одиночный хищник поедал малого суслика (при взлете птицы уронила остаток пищи, по
которому и была определена видовая принадлежность жертвы). Осталось неясным: сам
сапсан поймал грызуна или воспользовался добычей, обитающих в этот период на летном
поле зимняков, основную добычу которых составляют суслики?
Чеглок – F. subbuteo. Гнездится в городских лесонасаждениях. На летном поле не
отмечен, встречается только в воздушном пространстве аэродрома в апреле-октябре.
Хищники охотятся за мелкими воробьиными птицами, в основном, за ласточками. Во
второй половине лета чеглоки чаще появляются над аэродромом. Сюда же старые птицы
приводят покинувших гнездо молодых, которых обучают охотничьим приемам, бросая с
высоты тушку мертвой ласточки. Такое поведение чеглоков в воздушном пространстве
над аэродромом наблюдается ежегодно, что может свидетельствовать о постоянстве
охотничьих территорий этих птиц, в число которых входит и аэропорт. Кормовые полеты
и поведение чеглоков приводит к частым столкновениям этих птиц с самолетами – за 7
лет зафиксировано 5 случаев.
Кобчик – F. vespertinus. Во время миграции одиночки и пары птиц встречаются на летном
поле ежегодно. В сентябре отмечаются залеты на аэродром стай этих соколов (до 15 ос.).
Большинство хищников держится на грунтовых участках летного поля, где охотятся за
насекомыми.
Обыкновенная пустельга – F. tinnunculus. На аэродроме и приаэродромной территории
ежегодно размножаются 2-3 пары этих соколов. Птицы гнездятся в старых гнездах серых
ворон и сорок, а добывают себе пищу на летном поле. Во второй половине лета, в связи с
увеличившейся численностью крупных форм саранчовых и кузнечиков, пустельги
начинают постоянно использовать искусственные покрытия (в т.ч. ВПП) для охоты за
этими насекомыми, которые на ровной поверхности бетона хорошо заметны и легко
доступны для хищников. Приуроченность соколов во второй половине лета к ВПП
приводит к столкновениям их с самолетами, причем сбиваются как молодые, так и
взрослые птицы. В некоторые годы движение воздушных судов может приводить к
полной элиминации молодняка пустельг, вылетевших в текущем году. В отдельные зимы
одиночные пустельги на территории аэропорта зимуют, охотясь за мелкими
млекопитающими и птицами по окраинам аэродрома и прилегающих к нему биотопах.
В результате проведенных наблюдений выяснено, что на аэродроме г. Ростов-на-Дону –
фактически в городской черте – встречается большинство хищных птиц (в т.ч. редких),
гнездящихся, мигрирующих или зимующих в регионе. Несмотря на различия в сроках
пребывания тех или иных видов на летном поле следует констатировать, что дневные
хищные птицы обладают способностью дифференцировать городскую среду и
использовать некоторые ее элементы, тем самым, реализуя собственные требования к
местообитаниям в мозаичных и максимально трансформированных ландшафтах,
характерных для городов. Это проявляется во все сезоны года. Для ряда видов,
добывающих в естественных условиях сусликов, особое значение имеют сохранившиеся
на летных полях аэродромов изолированные популяции малого суслика. Подавляющее
большинство встречающихся на аэродроме хищных птиц индифферентно к взлетам-
посадкам самолетов, повышенному шуму и другим отрицательным факторам.
Столкновения с воздушными судами происходят только при использовании птицами для
охоты открытой поверхности бетонной ВПП. Грунтовые участки летного поля опасности
для хищников при движении самолетов не представляют и поэтому могут служить
стациями длительного или постоянного обитания хищных птиц в городе.
Литература
Белик В.П. 1996. Птицы // Редкие, исчезающие и нуждающиеся в охране животные
Ростовской области. – Ростов-на-Дону: Изд. Рост. ун-та, с. 272-391.
Забашта А.В. 2003. Курганник и авдотка в г. Ростов-на-Дону // Проблемы развития
биологии и экологии на Северном Кавказе: Мат. научн. конф. «Университетская наука –
региону», Ставрополь, с. 27-28.
Забашта А.В., аэропорт Ростова-на-Дону, "Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках", ежегодник Московского зоопарка, № 15, 2006 г., г. Москва
|