Рекомендации по комплексному совершенствованию орнитологического обеспечения полетов Управлениями МГА, УГА и авиапредприятиями.  


.............................................................................................................................
Изд. "Воздушный транспорт", г. Москва, 1989 год


Рогачев А.И., Рыжов С.К.
Анализ статистических данных о столкновениях ВС с птицами показывает, что опасность от птиц сохраняет тенденцию к увеличению. В 1988 г. зарегистрировано 360 случаев столкновений ВС с птицами, в результате повреждено 104 двигателя. В 6 случаях произошли отказы двигателей во время полета ВС. Имели место 20 вынужденных посадок ВС. Материальный ущерб составил, по неполным данным, около 500 тыс. рублей.
Постепенное возрастание опасности от птиц обусловлено в значительной степени увеличением их численности и концентрации возле аэродромов. В 1989 г. можно ожидать резкое усложнение орнитологической обстановки в связи с тем, что ранняя весна, как предполагают специалисты, приведет к сильному размножению насекомых, а, следовательно, и питающихся ими птиц.
Однако в управлениях МГА, управлениях ГА и авиапредприятиях не уделяется должного внимания вопросам орнитологического обеспечения безопасности полетов. Многие рекомендации научных специалистов не получают развития, не доходят до эксплуатационных предприятий или выполняются формально. Работники гражданской авиации часто недооценивают важность опасности от птиц, способной привести к тяжелым летным происшествиям.
В целях качественного улучшения орнитологического обеспе-чения безопасности полетов рекомендуется:
1. Начальникам управлений ГА направить во все птицеопасные аэропорты настоящие Рекомендации с приложением, а также "Реко-мендации дли авиапредприятий по совершенствованию орнитологичес-кого обеспечении полетов ВС" (от 05.04.88 №. 40.20-152) в целях внимательного их изучения и реализации.
2. Командирам ОАО принять дополнительные меры по повышению качества орнитологического обеспечения полетов:
а) привлечь местных орнитологов для обследования аэродромов и прилегающей к ним территории (в а/п Алма-Ата, Домодедово, Ивано-Франковск, Краснодар, Каунас, Керчь, Сочи, Магнитогорск, Новокузнецк, Хабаровск, Чарджоу, Чита, Челябинск), при этом целесообразно наладить более широкое сотрудничество с местными биологами по различным аспектам предотвращения столкновений ВС с птицами (например, участие в анализе случаев столкновений, определении остатков птиц, составлении орнитологических карт по районам аэродромов и авиатрассам, прогнозировании и оповещении о массовых перелетах птиц, разработке технических и экологичес-ких способов уменьшения численности птиц и т.д.);
б) использовать имеющуюся у местных орнитологов информацию о сроках и высотах миграционных перелетов птиц в районе аэрод-ромов, подготовив на ее основе карты-схемы, графики и ознакомив с ними летный состав и соответствующие службы (в а/п Анадырь, Архангельск, Борисполь, Кишинев, Минск-2, Нижневартовск, Рига, Ташкент, Хатанга);
в) в соответствии с "Положением о землях транспорта" (I98l г.) ходатайствовать перед местными советскими органами о ликвидации в радиусе 15 км от аэродрома свалок с пищевыми отходами (в а/п Ашхабад, Борисполь, Бугульма, 3апорожье, Куй-бышев, Казань, Кишинев, Мирный, Мин. Воды, Пулково, Новосибирск, Самарканд, Ташкент, Хатанга, Харьков, Южнo-Сахалинск, Челябинск), а также о переносе скотоферм, элеваторов, рыборазводных прудов и других объектов, способствующих концентрации птиц (в а/п Ашхабад, Актюбинск, Бугульма, Борисполь, Домодедово, Джамбул, Казань, Краснодар, Кишинев, Мин.Воды, Сочи, Самарканд, Семипала-тинск, Таллинн, Пулково, Челябинск, Шереметьевo, Хабаровск, Ха-танга). в случае невозможности переноса - о принятии мер по отпугиванию птиц от этих объектов в соответствии с рекоменда-циями книги "Орнитологическое обеспечение безопасности полетов" (I984г.); .
г) обратиться с просьбой в местные хозяйственные органы (совхозы, колхозы и т.д.) исключить на территории, непосредствен-но прилегающей к аэродрому, посевы сельскохозяйственных культур, способствующих массовой концентрации птиц (в а/п Бухара, Батуми, Борисполь, Домодедово,
Иркутск, Казань, Кишинев, Мин.Воды, Сочи, Сухуми, Самарканд, Симферополь, Свердловск, Ташкент, Таллинн, Чарджоу), а также производить хозяйственное использование при-аэродромных земель с учетом специальных рекомендаций, приведенных в книге "Орнитологическое обеспечение безопасности полетов"
( 1984г.);
д) приобрести биоакустические установки для отпугивания птиц (магнитофонные записи отпугивающих криков птиц и "Руко-водство по биоакустическому отпугиванию птиц на аэродромах" можно получить в ГосНИИ ГА).
3. УНС МГА совместно с ГосНИИ ГА организовать в 1990г. инструктивно-методическое совещание по вопросам орнитологичес-кого обеспечения безопасности полетов с участием представителей заинтересованных управлений МГА, НЭЦ АУВД, РКИИ ГА, инженеров--орнитологов и других заинтересованных лиц авиапредприятий, атакже АН СССР и Минобороны.
4. Командирам летных отрядов обратить внимание пилотов на повышенную вероятность столкновения с птицами в аэропортах, расположенных в Причерноморье (пик столкновений в июне - сентяб-ре), предгорных и горных районах Средней Азии и Казахстана (пик - в мае), Прибалтике (пик - в августе-сентябре) и на Камчатке (пик - летом), а особенно в аэропортах: Ташкент, Шepe-метьево, Пулково, Домодедово, Борисполь, Минск-2, Ульяновск, Ростов-на-Дону, Симферополь к Рига. Рекомендовать экипажам производить взлет и посадку ВС днем в указанных аэропортах только
с включенными фарами в соответствии с НПП ГА-85.
5. Руководству птицеопасных аэропортов обеспечить регуляр-ный визуальный и радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой и оперативное отпугивание птиц (силами внештатных групп) в наиболее птицеопасные периоды года:
Ташкент - май-июнь, август-октябрь,
Шереметьево - июнь-июль, октябрь,
Пулково - июль-сентябрь,
Домодедово - апрель-октябрь,
Борисполь - август,
Минск-2 - сентябрь-октябрь,
Ульяновск - март-апрель, август-октябрь,
Ростов-на-Дону - июнь-июль,
Симферополь - июль-август,
Рига - апрель-май, август-сентябрь.
6. В управлениях ГА, расположенных в наиболее птицеопасных
регионах, организовать централизованный сбор и распространение оперативной информации о миграционных перелетах птиц. Для сбора информации можно привлечь находящиеся на территории управления аэропорты, аэродромы ведомственной авиации, заповедники, охот-хозяйства (на хоздоговорных началах или иных условиях). Сбор, анализ и оперативное распространение информации лучше всего осу-ществлять в том аэропорту, где имеется штатный орнитолог. При этом целесообразно учитывать опыт Эстонского УГА в осуществленииданного мероприятия. В этом УГА достигнута договоренность с мест-ными орнитологами и ведомственной авиацией, в соответствии с которой сведения о массовых перелетах птиц оперативно передают-ся по телефонной связи в а/п Таллинн, где они быстро анализиру-ются и сообщаются в местные аэропорты.
7. В наиболее птицеопасных аэропортах ввести штатную долж-ность инженера по авиационной орнитологии. С переходом на само-управление и самофинансирование авиапредприятия получили право самостоятельно формировать свою штатную структуру. Поскольку птицы не только угрожают безопасности полетов, но и причиняют авиации значительный материальный ущерб, постоянная работа в аэропорту 1-2 специалистов-орнитологов может дать и ощутимую экономическую выгоду. Об этом свидетельствует зарубежный и отечественный опыт. Так, анализ статистики столкновений ВС ГА СССР с птицами показал, что в 11 аэропортах со штатными орнитологами число столкновений сократилось в среднем на 24 %, а в других аэропортах за тот же период оно возросло на 20 %.
Экономический эффект от работы инженера-орнитолога может быть показан на примере аэропорта Таллинн, где инженер-орнито-лог приступил к работе с июня 1982 г. В предшествующие 3 года (1979-1981 гг.) в а/п Таллинн из-за столкновений с птицами были досрочно сняты 4 поврежденных авиадвигателя, материальный ущерб составил около 300 тыс.руб.
После начала работы инженера-орнитолога - в последующие 3 года (1983-1986 г.г.) число столкновений ВС с птицами в а/п Таллинн сократилось на 38 %, число досрочно снятых двигателей, поврежденных птицами, уменьшилось на 75 %, а материальный ущерб составил примерно 50 тыс.руб., т.е. он уменьшился на 250 тыс.руб.
За названный период заработная плата инженера-орнитолога составила около I0 тыс. руб. Другие расходы на орнитологическое обеспечение полетов (стоимость соответствующего оборудования, снаряжения, спецодежды, материалов и др.) составила около 15 тыс.руб. Таким образом, на орнитологическое обеспечение бе-зопасности полетов в а/п Таллинн было затрачено в 1983-1985 гг. около 25 тыс.руб., что привело к уменьшению материального ущер-ба на 250 тыс.руб. Следовательно, экономический эффект от вве-дения должности инженера-орнитолога в а/п Таллинн составил за
3 года около 225 тыс. руб. или 75 тыс. руб. ежегодно.
8. На аэродромах, где скапливаются мигрирующие птицы (вес-ной и осенью), для их отпугивания и отлова шире использовать достаточно простые технические средства. С этой целью полезно ознакомиться с зарубежным и отечественным опытом по созданию таких устройств.

Механические средства. Отпугивающий эффект в них создает-ся применением конструкций, выполняющих механические движения (круговые, вращательные, колебания, возвратно-поступательные и т.д.). Используются также силуеты хищников и конструкции, физически препятствующие проникновению птиц к защищаемым объек-там.
Серия английскиx: заявок 1980-82 г.г. для создания отпуги-вающего эффекта использует различнне варианты движущихся конст рукций. Так заявка № 2034164 предлагает использовать горизон-тальную вертушку с электрическим приводом. К лопастям вертушки крепятся длинные разноцветные ленты. В заявке № 1575615 размер лопастей вертушки значительно увеличен. Сами лопасти изготов-ляются из гибкого материала и могут колебаться под действием ветра. Заявка № 1307556 предлагает конструкцию, выполненную в виде вертушки, устанавливаемой вертикально. Лопасти окрашены в разные цвета, один из которых должен быть оранжевым. Вертушка свободно вращается вокруг оси под действием ветра. Заявка № 2050789 представляет собой чучело человека, которое крепится на вертикальной оси вращения. Руки чучела выполнены из прозрач-ного пластика и служат в качестве лопастей, вращающих всю конст-рукцию под действием ветра. Заявка № 2083992 выполнена в виде пугала человеческой фигуры. С помощью электромотора через сис-тему трансмиссий сообщаются колебательные и возвратно-поступа-тельные движения ногам, рукам и голове пугала. Для усиления эф-фекта предусмотрено акустическое устройство, издающее звуки синхронно с движениями пугала.
Заявка Великобритании № 1576425 защищает вертикальную трех-лопастную вертушку с нарисованными силуетами различных фаз по-лета хищной птицы. Вращающаяся под действием ветра система соз-дает стробоскопический эффект полета птицы. Заявка № 2026829 выполнена в виде пластиковой надувной фигуры в форме хищной птицы. Конструкция наполняется газом легче воздуха и свободно парит над защищаемым объектом. Японские патенты № 53-33499 и № 58-9662 также используют силуэты хищных птиц. Однако в первом случае -это радиоуправляемая модель самолета, фюзеляж которой выполнен в виде хищной птицы, а во втором - это механическое чучело с размахивающими крыльями.
В изобретениях, защищенных авторским свидетельством СССР № 709047 и английской заявкой № 2124065, чучело хищной птицы с помощью электропривода приводится в движение на тросе по замкнутой линии. В английской конструкции дополнительно предусмотрен флигель для свободного вращения макета по ветру и генератор, имитирующий шум хлопающих крыльев.
Патент США № 4110944 предлагает устройство, представляющее собой систему из шипов, препятствующих посадке птиц.
Французская заявка № 2507058 использует для отпугивания птиц (голубей) конструкцию, выполненную в виде "беличьего колеса". При посадке с внешней стороны колеса на одну из перекладин, птица проваливается вниз. Колесо можно устанавливать по всей длине защищаемого объекта.

Оптические средства. В описaниях патентов зарубежных стран можно найти целую серию устройств, использующих негативную реак-цию птиц на блестящие предметы или сочетания некоторых цветов. Японский патент № 55-40214 предлагает использовать зеркальные колокольчики, которые, раскачиваясь под действием ветра, дают световые блики и звуковые сигналы. Патент № 58-32735 предлага-ет для той же самой цели использовать блестящую гибкую ленту, которая вывешивается на шнурах или вплетается в отдельные рас-тения. Более сложной конструкцией является патент № 50-24854, представляющий собой лазерное устройство, перемещающееся в какой-либо плоскости. Заявка Великобритании № 2096873 предлага-ет использовать мягкие гибкие ленты, одна сторона которых блестящая, а другая - цветная, например, оранжевая. Американский патент № 4144832 представляет собой зеркальный диск, свободно подвешенный к рычагу. Через него система крепится к защищаемо-му объекту. Диск одновременно вращается и колеблется под дейст-вием ветра. Патент ФРГ предлагает вместо такого диска подвеши-вать к рычагу сложную систему, напоминающую новогоднюю елку, украшенную блестящими игрушками различной формы. Французская заявка № 2450058 выполнена в виде прозрачных пластиковых npизм разной формы, которые крепятся к защищаемому объекту. Отпугиваю-щий эффект создается за счет преломления и отражения световых лучей.

Акустические средства. Заявки ФРГ № 2604862 и № 274706 предлагают использовать для отпугивания птиц газовые хлопушки. Запуск устройств можно производить с помощью специального реле времени или телеметрически (по радио). Заявка Великобритации № 2076622 рекомендует использовать специальный генератор, ими-тирующий акустически усиленные звуки выстрела. Дистанционное устройство позволяет транслировать сигналы в разных точках защищаемого объекта. Во французской заявке № 2406389 также ис-пользуется отпугивающий эффект звука взрыва. Конструкция работает на газе и управляется по радио.
Японский патент № 57-5128 представляет собой генератор специальных акустических сигналов, диапазон которых лежит в области коммуникации животных. Сигнал модулируется по временным и частотным компонентам. Заявка Великобритании № 1228405 предс-тавляет собой генератор синтетических сигналов животных и метод их получения. Устройство генерирует звуковые сигналы в диалазо-не 500-5000 гц. Сигнал модулируется другим генератором с часто-тами 50-300 Гц. Частота подачи сигналов на выходе 1-5 Гц, амплитуда регулируется. Экономический патент ГДР № 206066 защи-щает устройство, представляющее собой электронный генератор сигналов, имитирушцих акустические репелленты для птиц.

Ловушки. Авторское свидетельство СССР № 1.099928 предлагает использовать для отлова хищных птиц обездвиживающее средство. Шприц с таким средством монтируется в приманке - макете птицы, выставляемой на стойке. Хищная птица, бросаясь на приманку, накалывается на иглу и приводит шприц в действие. Заявка США № 4030229 описывает ловушку-лабиринт. Она состоит из двух камер, соединенных между собой туннелем-лабиринтом. Птица свободно влетает в первую камеру, дальше по лабиринту попадает


Cледующие разделы
1. Анализ случаев столкновений ВС с птицами за 1988 г.
2. Региональное распределение случаев столкновений ВС с птицами.
3. Повторный анализ состояния орнитологического обеспечения полетов в ГА.
4. Выводы
Главная страница


 
Hosted by uCoz