| |||
................................................................................................................................................. |
Для получения более достоверной картины в распределении случаев столкновений ВС с птицами по территории страны были проанализированы данные сразу за двухлетний период (I987-1988 гг.). Впервые за последние 6 лет сведения о столкновениях были увязaны с количеством взлетов-посадок ВС, прогнозируемым на указанный период для разных регионов стpaны.
Путем пересчета числа столкновений на число взлетов-посадок были получены региональные коэффициенты столкновений (см. рис.). В связи с большой неполнотой учета случаев столкновений и приближенностью прогностических сведений о числе взлетов-посадок указанные коэффициенты не являются особенно точными, однако они дают достаточно правильное представление о региональных ко-лебаниях частоты столкновений ВС с птицами. Анализ региональных коэффициентов показывает, что в настоя-щее время наибольшая вероятность столкновений ВС с птицами отме-чается в Причерноморье (коэффициент превншает 2,0). Таким образом этот регион за последние годы стал самым птицеопасным, опередив Прибалтику и Среднюю Азию (за десятилетие коэффициент возрос в 4-5 раз). Возможно, это связано с общим увеличением в стране численности наиболее самолетоопасных видов птиц и концентрацией их в этом регионе во время пролета к местам зимовок. Характерными чертами орнитологической обстановки в данном регионе являются: высокий процент столкновений в июне-сентябре (свыше 50%) и на высотах более 1 км (9%). Наиболее опасными пти-цами считаются чайки, голуби и врановые (круглогодично), а также утки и гуси (весной и осенью). Особенно велика опасность столкно-вения с птицами у побережий, вдоль которых проходят основные миграционные пути птиц. В 1988 г. наиболее часто столкновения отмечались в следующих аэропортах: Ростов (6), Херсон и Симфе-рополь (по 5), Одесса (4), Краснодар (3), Сочи (2). На втором месте по числу столкновений находится регион, занимающий предгорные и горные районы Средней Азии и Казахстана (коэффициенты колеблются от 1,6 до 2,0, причем за десятилетие они возросли втрое). Вероятно, это связано, как и в Причерно-морье, с общим увеличением численности птиц. Характерным для региона является увеличение числа столкновений в зимние и весен-ние месяцы (пик столкновений - в мае), на высотах более 1 км (7%) и в ночное время (около 30%). Большинство столкновений происходит с мелкими воробьиными, хищными птицами и голубями. Массовые миграционные пути проходят вдоль речных долин и предгорий. В 1988 г. наиболее часто столкно-вения отмечались в а/п Ташкент (19), Алма-Ата (4), Ашхабад, Самарканд, Душанбе и Ленинабад (по 3). На третьем месте по числу столкновений находятся При6алтика -и Камчатка (коэффициенты колеблются от 1,1 до 1,5). 3а десятилетие средний коэффициент столкновений по Прибалтике уменьшился в 3 раза, что в значительной степени объясняется эффективной дея-тельностью инженера-орнитолога Эстонского УГА т.Шергалина Е.Э., добившегося снижения числа столкновений в аэропортах управления почти на 40%. Тем не менее Прибалтика остается одним из наиболее птицеопасных регионов страны, что связано с прохождением здесь главных миграционных путей птиц, а также высокой численностью птиц в летние и зимние месяцы (благодаря близости моря). Большинство столкновений с птицами здесь зарегистрировано во второй половине лета и начале осени. В 70% столкновений участ-вуют чайки (в течение всего года). 3имой увеличивается опасность столкновений с врановыми птицами. В 1988г. наиболее часто столкновения отмечались в следующих аэропортах: Пулково (14) и Рига (5). На Камчатке абсолютное число столкновений ВС с птицами срав-нительно невелико (в среднем за год здесь регистрируется 2-3 столкновения). Это объясняется главным образом небольшой интен-сивностью движения ВС. Однако полученные для этого региона коэф-фициенты столкновений говорят о том, что Камчатка относится к числу наиболее птицеопасных районов страны, что обусловлено (как и в Прибалтике) прохождением здесь массовых миграционных путей птиц и высокой численностью пернатых в летнее время (зи-мой птиц мало). Следует заметить, что за десятилетие коэффициент столкновений на Камчатке возрос в 5 раз. Характерным для регио-на является преобладание столкновений в летнее время и на не-больших высотах. Основную опасность представляют чайки. В основ-ном столкновения отмечаются в а/п Петропавловск-Камчатский. В число средних по создаваемой птицами опасности (коэффи-циенты от 0,6 до 1,0) входят западные районы Европейской терри-тории Союза, равнинные части Средней Азии, Казахстан, Забайкалье, Чукотка, Дальний Восток, а также территория Московского аэро-узла. Практически во всех перечисленных регионах коэффициент столкновений увеличился за десятилетие в 3-4 раза (за исключением Чукотки, где он почти не изменился). На западе ЕТС очень много столкновений регистрируется в осеннее время, основную опасность в течение всего года представ-ляют голуби. Наиболее часто столкновения отмечались в а/п Минск (8) и Львов (3). На равнинах Средней Азии и в Казахстане возрастает доля столкновений на высотах более 1 км, в столкновениях участвуют преимущественно голуби и водоплавающие. Наиболее часто столкно-вения отмечались в а/п Актюбинск, Омск, Павлодар и Барнаул (по 3) . В Забайкалье, на Чукотке и Дальнем востоке пик столкновений приходится на август и сентябрь, основную опасность для полетов самолетов представляют водоплавающие птицы (утки, гуси), на Чукотке - чайки. Наиболее часто столкновения отмечались в а/п Хабаровск (3), Южно-Сахалинск (2). На остальной территории страны коэффициенты столкновений колеблются в пределах от 0,1 до 0,5, Т.е. вероятность столкно-венин ВС с птицами здесь наиболее низкая. Следует отметить, что такое же положение отмечалось в этих регионах и в предшествующие годы. Однако, характер орнитологической обстановки на всей этой территории неодинаков. В центральных районах ЕТС главную опасность представляют голуби и врановые птицы, на севере ЕТС - водоплавающие и чайки, в Закавказье - хищные птицы (много столкновений на высотах более 1 км), на сибирских просторах - голуби и водоплавающие птицы (вдоль русел крупных рек, где пролегают интенсивные мигра-ционные пути, происходит много столкновений на высотах более 1 км), а на севере Сибири - в столкновениях преобладают чайки. Наиболее часто столкновения отмечаются в следующих аэропортах: Ульяновск и Борисполь (по 8), Ростов-на-Дону (6), Нижневартовск (4), Свердловск, Тюмень, Красноярск и Донецк (по З). Приведенные орнитологические описания перечисленных регио-нов не обязательно характерны для всех находящихся в них аэрод-ромов. Поэтому ниже приводятся сведения о столкновениях ВС с птицами в наиболее птицеопасных аэропортах (в соответствии с зарубежным опытом к ним отнесены аэропорты, в которых за год было зарегистрировано не менее 5 столкновений). Аэропорт Ташкент. В 1988 г. зарегистрировано 19 случаев столкновений ВС с птицами (в 1987 г. - 7), еще 18 случаев стоят под вопросом (место точно не установлено). Столкновения отмечают-ся практически весь год, но особенно часто - в мае-июне и ав-густе - октябре, как правило, на небольших высотах (в пределах аэродрома) и в дневное время. Чаще других с самолетами сталки-ваются голуби, вороны, грачи, галки и скворцы. Большое число столкновений обусловлено прохождением через аэродром миграцион-ного пути и маршрутов массовых суточных перелетов (на ночевку и кормежку), чему способствует расположение вокруг аэродрома многочисленных сельхозугодий. В аэропорту работает штатный орнитолог, есть внештатная группа по отпугиванию птиц, силами местных орнитологов проведено обследование территории, разработана Инструкция и план мероприя-тий по орнитологическому обеспечению полетов, в 1989 г. планируется приобретение биоакустической установки "Беркут". Несмотря на это опасность от птиц не уменьшается. Аэропорт Шереметьево. В 1988 г. зарегистрировано 16 случаев столкновений (в 1987г. - 10), еще 11 стоят под вопросом. Столк-новения отмечаются практически весь год (за исключением зимы), но особенно часто - в июне-июле и октябре. В основном они проис-ходят на небольших высотах (в пределах аэродрома) и в дневное время. Основную опасность представляют чайки (в июне), утки, галки, скворцы, грачи, чибисы. Большое число столкновений обусловлено высокой концентрацией птиц (на территории аэродро-ма расположены 2 гнездовых колонии грачей; в нескольких километ-рах от него - гнездовая колония чаек на оз.Киево; рядом с аэродромом - скотофермы, где кормятся сотни птиц; на самом аэ-родроме еще сохранилось несколько водоемов и заболоченных участ-ков, привлекательных для водоплавающих птиц, а также кустарни-ковые заросли, где отдыхают и ночуют скворцы). В аэропорту работает штатный орнитолог, есть внештатная группа по отпугиванию птиц, разработан план мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, в 1989 г. приобретена биоакустическая установка "Беркут". Однако орнитологическая обстановка остается весьма сложной. Аэропорт Пулково (Ленинград). В 1988 г. зарегистрировано 14 столкновений (в 1987г. - 15), еще 2 стоят под вопросом. За исключением зимы столкновения отмечаются достаточно часто в те-чение всего года. Наиболее опасный период - с июля до сентября. Большинство столкновений происходит днем на небольших высотах. Особенно опасны чайки, вороны, галки, голуби, хищные птицы, весной и осенью - водоплавающие. Высокая численность птиц обус-ловлена наличием вблизи аэродрома городской свалки, мясокомби-ната, цветочного питомника, скотофермы, сельхозугодий. В связи с этим территорию аэродрома ежедневно пересекают тысячи птиц. Кроме того, в районе аэродрома проходит Беломоро-Балтийский миграционный путь птиц. В аэропорту есть штатный орнитолог и внештатная группа по отпугиванию птиц, осуществляются многочисленные мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов, в частности, с 1987 г. применяется биоакустическая установка "Беркут", используются ловчие ястреба для разгона птиц, интенсивно вырубаются кустарники и дренируется заболоченная территория. Тем не менее это не дает ощутимых результатов. Аэропорт Домодедово. В 1988 г. зарегистрировано 13 случаев столкновений (в 1987 г. - 3), еще 3 стоят под вопросом. Основная часть столкновений отмечается весной, летом и осенью (практически равномерно). Характерным для аэропорта является значительное число столкновений на больших высотах (от 0,7 до 2,5 км) и ночью (весной и осенью), причем это отмечается ежегодно. Большое число столкновений вызвано концентрацией местных птиц (возле аэродрома расположены гнездовые колонии грачей, скотофермы, сельхозугодья) и, очевидно, прохождением в районе аэродрома миграционного пути птиц. На аэродроме наблюдается повышенная численность грачей, чибисов, ястребов и других птиц. В аэропорту нет штатного орнитолога, но есть внештатная группа по отпугиванию птиц, разработан план мероприятий, в 1989 г. планируется приобретение биоакустической установки "Беркут". Аэропорт остро нуждается в орнитологическом обследовании терри-тории. Аэропорт Борисполь. В 1988 г. зарегистрировано 8 столкновений (в 1987 г.- 6), еще 4 стоят под вопросом. Большинство столкновений отмечалось в августе, на небольших высотах. Весной и осенью нередки столкновения в ночное время. В районе аэродрома проходят интенсивные миграции птиц. Рядом с аэродромом расположены свалка, скотоферма, водоемы, колонии грачей. Наибольшую опасность предс-тавляют чайки, грачи (в сентябре), вороны, галки, голуби, скворцы, утки и чибисы. В аэропорту есть штатный орнитолог и внештатная группа по отпугиванию птиц, разработан план мероприятий, действует биоакус-тическая установка "Беркут", территория обследована с помощью местных орнитологов. Несмотря на принимаемые меры орнитологичес-кая обстановка остается сложной. Аэропорт Минск-2. В 1988 г. зарегистрировано 8 случаев столк-новений (в 1987 г. - 5), еще 3 стоят под вопросом. Сведений мало, но можно предположить, что основную опасность птицы создают осенью (в октябре). Наиболее часто с самолетами сталкивaются вороны, грачи, голуби и мелкие воробьиные птицы. В аэропорту нет штатного орнитолога, но есть внештатная груп-па по отпугиванию птиц, разработан план мероприятий, в 1989 г. планируется приобретение установки "Беркут". В настоящее время чаще всего применяется отстрел и стрельба из ракетниц. Следует заметить, что аэропорт стал птицеопасным лишь в самые последние годы. Аэропорт Ульяновск. В 1988 г. зарегистрировано 8 столкнове-ний (в 1987 г. - 4). Они происходили во все сезоны года (весной и осенью - преимущественно ночью). Основную опасность создают вороны (летом) и водоплавающие (весной и осенью). Через район аэродрома проходит волжский миграционный путь птиц. Вблизи аэрод-рома находятся свалка и элеватор. В аэропорту нет штатного орни-толога и внештатной группы по отпугиванию птиц. На 1989 г. запла-нировано приобретение установки "Беркут". Аэропорт Ростов-на-Доцу. В 1988 г. зарегистрировано 6 слу-чаев столкновений (1987 г. - З). Наиболее часто столкновения от-мечались в июне-июле, иногда на высотах 0,5-1,0 км. В 1985 г. была закрыта городская свалка, расположенная вблизи азродрома, однако орнитологическая обстановка осталась сложной. Аэропорт Симферополь. В 1988 г. зарегистрировано 5 столкно-вений (в 1987 г. - тоже 5), еще 2 стоят под вопросом. Наиболее часто столкновения отмечались в июле-августе нередко на высоте более 1000 м. Основную опасность создают чайки, скворцы и водо-плавающие (на пролете). До 1985 г. основной причиной скопления птиц была городская свалка, которая в настоящее время закрыта. Через район аэродрома проходят массовые миграции птиц. В окрест-ностях аэродрома расположены различные седьхозугодья, способ-ствующие концентрации пернатых. В аэропорту создана внештатная группа по отпугиванию птиц, разработан план мероприятий. В I989 г. приобретена установка "Беркут". Проведено обследование террито-рии. Аэропорт Рига. В 1988 г. зарегистрировано 5 столкновений (в 1987 г. - 7). В основном они отмечались весной и во вторую половицу лета. Чаще всего в столкновениях участвуют чайки. Опас-ны также чибисы и скворцы. Территория аэродрома обследована орнитологами. В 198б г. закрыта городская свалка. Аэродром на-ходится на Прибалтийском миграционном пути птиц, что создает большую опасность для caмолетов. Пик весенних миграций прихо-дится на апрель, осенних - на конец сентября - начало октября. |
Рекомендации |
Библиотечка |